Деиндустриализация гораздо опаснее дефолта

Facebook Поділитись
Деиндустриализация гораздо опаснее дефолта

Анатолий Кинах, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

Падение отечественного промышленного производства в 2014 году на 10,7%, в том числе в машиностроении — на 21,3%, свидетельствует о том, что Украина — страна с богатейшими промышленными традициями и достижениями, уникальными кадровым, производственным и научным потенциалом, вошла в период деиндустриализации, и пока негативные тенденции только нарастают.

Одна из причин — хаотические действия властей вместо системного управления экономикой и финансами, отсутствие промышленной политики, продуманных адресных программ поддержки населения. Все вместе это ведет к углублению кризиса, чревато социальными потрясениями.

На днях введен в состояние простоя «Южмаш». Люди полгода не получают зарплаты, из всего коллектива осталась пятая часть. А ведь это не просто средний завод — это жемчужина отечественной ракетно-космической отрасли, наша слава и гордость. Утратив его, мы потеряем позиции, которые десятилетиями завоевывались на динамично развивающемся мировом рынке космических услуг. Аналогичная ситуация — на Крюковском вагоностроительном заводе, который в прошлом году на 75% снизил объемы производства, сократил программы создания инновационной техники, уменьшил численность специалистов. В прошлом году производство автомобилей «просело» на 35,7%, вагоностроения — на 76,2%.

Военные действия на востоке привели к тому, что в Донецкой области спад промышленности составил 31,5%, в Луганской — 42%. На контролируемых боевиками территориях находятся сейчас три десятка крупнейших в Украине предприятий из таких отраслей, как металлургия, угледобыча, машиностроение и химиндустрия, многие из предприятий просто остановлены. Помощи бизнесу, предусмотренной законом «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», явно недостаточно.

Иногда мне приходится слышать мнения о том, что Украине вообще стоит отказаться от индустриального направления развития. Есть сельское хозяйство, которое дало в 2014 году неплохие результаты, есть IT-технологии, а остальное — пусть что может — само выживет, не может — как бог даст…. Не просто не согласен, глубоко возмущен таким обывательским, пораженческим подходом. Для меня это еще одно свидетельство отсутствия глубокой и системной государственной промышленной политики. А именно на пустом месте и возникает нигилизм.

Кто-то говорит, что государственный протекционизм — это не из рыночной экономики. Но для воюющей страны, когда нужно давать отпор агрессору, точкой роста должны стать военные заказы предприятиям военно-промышленного комплекса.  Необходимо принять грамотную государственную программу, предусматривающую не просто поставки оружия и техники фронту. Она должна превратить оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в звено ускорения промышленного производства, инновационного прогресса. ХХ век дал нам не один пример, когда ОПК становился локомотивом экономической динамики. Не мы виноваты, что нам приходится идти этим путем. Только надо динамично идти, а не медлить — принимать оборонный заказ на текущий год, на среднесрочную перспективу, исходя из сроков, необходимых для изготовления сложной военной спецтехники и оружия.

Давайте вспомним, что преодоление последнего экономического кризиса в северной Америке и Евросюзе произошло именно благодаря усилению государственной промышленной политики в этих странах. Она строилась на «трех китах» — росте международной конкурентоспособности, экспортной экспансии и государственном протекционизме.

Однако в Украине в очередной раз ликвидировано Министерство промышленной политики — его функции переданы Минэкономразвития, которое занято сейчас собственным реформированием. Вокруг промышленности образовался вакуум, и замечательный опыт «трех китов» пока некому воспроизвести…

 Итак, конкурентоспособность. К сожалению, Национальный банк Украины вместе с Правительством так и не взялся за разработку программы кредитования реального сектора экономики государственными и коммерческими банками по адекватной стоимости кредитных ресурсов. Учетная ставка НБУ составляет сегодня 14% годовых, реальная коммерческая — до 30%. Как украинский товар будет конкурировать с европейским, если там ставка 3-5% годовых?

Думается, система госзакупок, отдавая преимущество качеству, не в ущерб свободной конкуренции, тоже должна поддерживать национального товаропроизводителя. Если у страны слабый бюджет, то создание благоприятного инвестиционного климата — первейшая обязанность государства, ведь без инвестиций модернизировать производство, перейти на новее технологии невозможно. Суть такой политики — в усилении защиты прав собственника и инвестора, эффективной и ускоренной судовой реформе, искоренении коррупции и прочих проблем, по поводу которых у нас много деклараций, но мало реальных дел. Когда-то должен быть пересмотрен Закон «О государственно-частном партнерстве», чтобы позволить осуществлять более гибкое, доверительное и оперативное объединение капиталов для реализации актуальных производственных проектов.

Притча во языцех — налоги в Украине. По мнению делового сообщества, суть налоговых новаций последнего года — не устойчивое развитие, а закручивание гаек ради наполнения бюджета под знаменитым лозунгом Людовика ХV: «После нас хоть потоп». В последних налоговых законах нет ни одной идеи по созданию стимулов для движения вперед, по мотивации к расширению бизнеса и усовершенствованию продукции. Но деловая общественность не опускает руки. Объединив усилия с другими профильными структурами и создав Антикризисный совет общественных организаций, мы в ближайшее время вынесем на обсуждение фискальных служб недопустимость предложенных изменений налогообложения ФОТ и импорта, несовершенство предложений связанных с ЕСВ и  т.д. Мы требуем от Правительства и Парламента пересмотра бюджета-2015, чтобы привести его в соответствие с сегодняшними проблемами промышленности.

Теперь — об экспортной политике. Известно, что в прошлом году серьезной проблемой для многих экспортеров стало падение объемов торговки с Россией и СНГ (по данным Государственной фискальной службы Украины, в январе-ноябре 2014 г., экспорт в РФ упал на 32%, в СНД — на 31%). Очевидно, что стратегический шаг для украинского экспортера в таких условиях — ускоренное, даже агрессивное завоевание новых рынков. Однако вместо помощи участники экспортно-импортных операций получили от НБУ «драконовские» нормы по обязательной продаже 75% валютной выручки и 90-дневному сроку расчетов по экспортно-импортным операциям. В действительности многим  предприятиям для расчетов необходимо от 180 до 360 дней,  а сроки по выполнению заявок на покупку иностранной валюты стали огромными.

Николаевское предприятие «Заря»-«Машпроект», экспортирующее газовые турбины, в течение 10 месяцев вынуждено было обращаться в НБУ и другие органы власти 149(!!!) раз, чтобы откорректировать сроки возвращения валюты и не сорвать свои внешнеэкономические контракты. В сложнейшем положении сейчас — компания «Антонов», где 50% комплектующих — импортные, а 95% доходов — за счет экспорта. Кстати, «Антонов» сам продвигает свои самолеты на зарубежных рынках, однако на всемирной выставке China air show 2014 в Китае не смог принять участие — государственные предприятия не могут проводить расчеты за подобного рода услуги в валюте.

И это называется государственная политика? Просто в голове не укладывается… Да, работу предприятий на востоке останавливает война, и за них болит сердце. Но что делать, когда производства останавливаются из-за неумных решений, откровенного непрофессионализма властей, тупого равнодушия? Недопустимо наличие кризисных ситуаций объяснять только войной, забывая мудрую истину, что кризис — это не только проблемы, но и новые возможности.

Считаю, что важнейшей составляющей в системе поддержки отечественного товаропроизводителя должны стать программы импортозамещения. Необходимо защитить внутренний рынок Украины от засилия импортных товаров (на их долю сейчас приходится около 60% внутреннего рынка). Грамотная политика национального протекционизма должна быть выстроена так, чтобы наши превентивные меры не  противоречили обязательствам перед ВТО и Соглашению по ассоциации с Евросоюзом.

И еще одно соображение. Думая об отечественной промышленности, важно поддерживать платежеспособность населения и его симпатии к украинской продукции. Ведь, повышая благосостояние населения, мы решаем сразу две задачи: защищаем людей от бедности и поднимаем платежеспособность потребителей, а также даем реальный шанс промышленности, предпринимательству развиваться.

Мы боимся дефолта, но деиндустриализация гораздо опаснее. Она разрушит всю систему отечественной, и так ослабленной экономики. Сломав старое, страна еще долго будет не в силах предложить что-то новое, и тысячи людей окажутся на грани выживания. Сегодня дело тех, кто считает себя настоящим государственником и патриотом, — спасение промышленности.

Газета "Бизнес"