А.К.Мялица, генеральний директор Харківського державного авіаційного виробничого підприємства
Я прежде всего хочу поблагодарить УСПП и правительство за совещание. Идет хороший разговор, поднимаются очень серьезные вопросы по выживанию промышленности.
Первое. Я хочу поддержать В.Богуслаева, нам необходима зона буфера. Я представляю авиационную промышленность. Очевидно, что в этой отрасли мы будем неконкурентоспособны. На протяжении 20 лет государство не закупало самолеты для внутреннего рынка по различным причинам, в том числе и коррупционным. Мы осваивали юго-восточные рынки. К сожалению, из завоеванного нами торгового пространства сейчас выпали Ливия, Египет, Алжир и прочие. Мы перешли на рынки СНГ, Средней Азии, но они очень малы по емкости. Да, Евросоюз – это перспективы, но должен быть буферный период. Наши самолеты конкурентоспособны. Но необходимо вложить определенные средства, чтобы «дотянуть» их до европейских стандартов.
Второе. Наша отрасль попала в очень неприятную ситуацию. Министерство промышленной политики уже несколько раз то ликвидируют, то восстанавливают. Авиационная отрасль совершенно ослаблена в смысле эффективного управления. Есть концерн «Оборонпром», но он существует отдельно. Некоторые авиационные предприятия, например, Харьковское агрегатное предприятие, оказались в «Авиапроме». Сегодня почему-то все преференции идут на «Оборонпром». Считаю, нужно обратить очень серьезное внимание на структуру управления наукоемких государственных предприятий, создать орган, который бы охватывал все предприятия оборонной отрасли.
Я поддерживаю коллегу по поводу государственных программ. На сегодняшний день не существует программы развития авиационной отрасли. Она закончилась в 2010 году. Это недопустимо.
Наше предложение – провести расширенное совещание по развитию внутреннего рынка с участием производителей и заинтересованных министерств. Организаторами должны выступить министерство экономразвития и минфин.
Очень важно, что в авиационной отрасли остались люди, которые могут успешно работать, они на вес золота. Это профессионалы, их нельзя потерять. Авиастроение должно иметь в Украине будущее.