Т.Ш. Васадзе, президент корпорації «Укравто», народний депутат України
Мы, представители автопрома, понимаем всю сложность ситуации в стране, и конечно, тут не найдется человека, который не поддержал бы правительство в его начинаниях. Хочу обратить внимание на несколько моментов. В 2008 г. мы вступили в ВТО на самых неблагоприятных условиях для Украины. С того момента у нас нарушение платежного баланса, которое продолжается по сей день. Мы понимаем, что с Россией ситуация ухудшается, и наверно, минус еще будет расти. В этой связи актуальным становится ассоциация с ЕС, создание зоны свободной торговли с Европой. Мы понимаем также, что несколько лет для нас будут очень сложными. Я конкретно предлагаю пересмотреть программу по импортозамещению, это в срочном порядке.
Второй вопрос. Мы когда-то с надеждой смотрели на министерство промышленной политики, но понимаем ситуацию, что его нужно сократить и влить в министерство экономразвития. Я бы просил назначить заместителя министра, который бы курировал промышленность, это должен быть профессионал и промышленник, не случайный человек, который бы отвечал перед правительством и перед обществом за развитие промышленности в Украине.
И последний вопрос. В рамках правил ВТО в положенный срок Украина внесла 371 позиции для пересмотра. Сейчас над этим вопросом никто не работает. Думаю, что экономическая ситуация настолько сложная, что к этой проблеме необходимо вернуться и объяснить нашим западным партнерам, что не 371, ну хотя бы 20 позиций, 30 позиций нужно пересмотреть. Если мы это сделаем, мы более мягко войдем в европейское экономическое сообщество.
А.П. Яценюк: Тариел Шакрович, один вопрос. У нас понятна ситуация по внутреннему рынку. Есть ли у вашей компании возможность пройти сертификацию, стандартизацию, и выйти на европейский рынок? Там конкуренция тяжелейшая, но вы можете со своей продукцией выходить на Европу или нет?
Т.Ш. Васадзе: Нам нужно время. Конечно, будем выходить, иначе для чего иметь промышленность, если она не конкурентоспособная и зациклена на одном рынке. Но на первом этапе нам нужно помочь. Мы понимаем, в каком состоянии государственный бюджет, но без помощи не обойтись. Не хотел бы приводить пример России, но они серьезно занимаются этой индустрией и имеют результат, также как Китай, Корея, Турция и так далее. Предлагаю: мы, представители автопрома, разработаем проект программы развития автомобилестроения, правительство на нее посмотрит и решит – выгодно стране, значит, будем заниматься, не выгодно стране, значит, надо закрыться и двигаться дальше.
А.К.Кінах: Питання в тому, що нам дуже важливо в рамках адаптації української економіки до стандартів ЄС розуміти, що адаптація – це в першу чергу модернізація. Необхідно чітко бачити її етапи. Є галузі, деякі підприємства, які вже працюють за стандартами ІSО, які вже наблизилися до ЄС і готові з мінімальними ресурсами вийти на європейські стандарти безпеки і якості продукції. Є галузі, де це можливе в середньостроковому вимірі. Мі повинні мати чітку програму, які стандарти в першу чергу необхідно адаптувати, які технічні регламенти лише взяти в роботу і поступово рухатися вперед, знаходячи ресурси для модернізації і просуваючи українську продукцію на зовнішні, включаючи європейські, ринки. Поки, нажаль, у нас нема такого чіткого уявлення, яким буде цей шлях. Ми пропонуємо в максимально стислі терміни розпочати таку секторальну роботу в розділі конкретних галузей, стратегічних підприємств з їх адаптації до умов вільної торгівлі з ЄС за всіма складовими.