В понедельник, 22 февраля на официальном сайте Кабмина появилось долгожданное постановление №86, которым утвержден порядок и форма ведения реестров заявлений компаний на возмещение НДС из бюджета. Установлено, что регистрироваться будут только заявки, поданные после 1 февраля 2016 года. Все, что было заявлено к возмещению до этой даты, в реестр не включается.
Напомним, создание публичного списка очередников на возмещение налога на добавленную стоимость предусмотрено в налоговой реформе от Минфина (закон №909 от 24 декабря 2015 г.). Идея была в том, чтобы лишить фискалов возможности в ручном режиме управлять возмещением, зачастую не бескорыстно.
Хорошая идея
"В течение многих лет выборочный непрозрачный процесс возмещения НДС создавал в Украине значительные возможности для коррупции в этой сфере. И был одной причин для нареканий бизнеса… С прозрачными реестрами возврата налога в хронологическом порядке, который обнародуется в режиме онлайн, раз и навсегда можно решить эту проблему", — заявляла ранее министр финансов Украины Наталья Яресько.
То есть, возмещать налог будут в порядке той же очередности, в которой были зарегистрированы заявки. По словам министра финансов, создание реестров завершает процесс создания прозрачной системы возврата НДС. А принятие правительственного постановления позволит Государственной фискальной службе (ГФС) запустить функционирование реестров с 1 марта этого года.
Налоговый кодекс предусматривает создание с 1 февраля 2016 года двух публичных открытых реестров. В них будут вноситься все данные о поданных заявках на возмещение НДС от компаний, которые отвечают критериям автоматического возмещения (п.200.19 НК) или не отвечают им (второй реестр).
Информация будет вноситься Государственной фискальной службой (ГФС) автоматически, на основании данных налоговых деклараций, уточняющих расчетов, а также информации, "собранной и полученной органами доходов и сборов" в рамках их полномочий. Реестры формируются в течение операционного дня в хронологическом порядке поступления деклараций или уточняющих расчетов, в состав которых входят и заявки на возмещение. Эти заявки автоматически включаются в тот или иной реестр.
Сами реестры состоят из двух частей. В первой части указывается информация о плательщиках (название и налоговый номер), дата подачи заявления, номер налоговой декларации или уточняющего расчета. Во второй — сумму налога, заявленного к возмещению, дату согласования суммы налога, даты соответствующих заключений, направленных в Госказначейство, дату и номер налогового уведомления-решения, жалоб плательщиков налога в случае обжалования ими решений контролирующих органов, дату и суммы возврата бюджетного возмещения на счет плательщика и т.п. Именно вторая часть реестров будет обновляться ежедневно.
Информация публикуется на сайте ГФС с последующим возмещением налога в хронологическом порядке, в соответствии с очередностью внесения в каждого соответствующего реестра заявлений.
Таким образом, по словам Наталья Яресько, возмещать будут только тем, кто действительно уплатил налог и должен получить возмещение. "У нас до первого января просроченных возмещений уже не было. Это возможно впервые за 10-15 лет", — рассказывала журналистам министр финансов, презентуя еще проект постановления.
Впрочем, бизнес- и экспертное сообщество не так оптимистичны.
Опасности ее реализации
"Согласно изменениям, которые были внесены в налоговое законодательство, электронное администрирование заявок НДС должно было заработать с 1 февраля 2016 года. Но Кабмин принимает соответствующее решение, без которого реестры не могут появиться на сайте ГФС, только 11 февраля. Само же постановление появилось только 22 февраля", — отметил UBR.ua президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе. То есть за неделю до названного правительством срока введения таких реестров в действие. И есть сомнения, что этого времени хватит на наладку всей системы.
"Даже если этот реестр эффективно заработает, все равно будут вопросы по поводу того, каким образом выстраивается очередность попадания в реестр. Это тоже дает возможность для манипуляции: кто-то вперед, кто-то на втором плане", — сказал Катамадзе. И эти сомнения возникают не на пустом месте. Например, в утвержденном Порядке ведения реестров указано, что уже включенная в реестр №1 заявка может быть перемещена во второй список (с другой, более поздней датой регистрации и меньшими шансами на возмещение), если налоговики решат, что плательщик не отвечает критериям для первого списка.
А среди этих критериев, например, есть "отсутствие по месту нахождения" или "неподача сведений". По словам партнера ООО "Кесарев Консалтинг" Михаила Соколова, истории о том, как налоговики "не находили" плательщиков по месту регистрации даже не выходя на само предприятие, давно стали притчей во языцех. На этом же основании фискалы любили лишать свидетельств плательщика НДС, однако с 2016 г. законодатель лишил их такой возможности, но почему-то оставил повод — для внесения в реестры.
Кроме того, сейчас плательщиков часто исключают из числа претендентов на автоматическое возмещение НДС из-за несвоевременной подачи налоговой отчетности (даже если сервер налоговой ее просто не принимает), либо возбуждения уголовного дела и прочим основаниям, которые не предусмотрены законом. Пока плательщики судятся за свои права — время идет, а возмещения нет.
К тому же не устанавливаются доли бюджетных средств, перераспределяемых между двумя реестрами заявок. То есть КМУ сможет решать сколько денег оставить на второй реестр. Так в число счастливчиков из списка №1, как отмечают в Минфине, будут включаться заявки компаний, у которых доля экспорта в годовом обороте составляет не менее 40%, а необоротные активы (имущество предприятия) втрое превышают сумму заявки на возмещение. В крайнем случае, такие компании должны иметь банковскую финансовую гарантию на один год.
Требования по объему экспорта и ограничения по стоимости активов особенно трудно соблюсти представителям среднего и малого бизнеса, которые большую часть своей продукции реализуют на внутреннем рынке. А также у посредников, чьи основные фонды значительно меньше оборота. Для них это фактически означает запрет на экспорт. Так как экспортировать без возмещения НДС или даже с задержками практически невозможно.
Хотят все менять
О том, что сложности с возмещением НДС — это главная проблема экспортеров, подтвердила недавно и замминистра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская. И только потом идут проблемы администрирования других налогов и валютные ограничения.
Например, в корпорации "ИСД" сообщили, что за 2015 год при инфляции в 43,3% и среднегодовой задолженности бюджета по НДС в размере 1,6 млрд грн, только инфляционные потери, связанные с несвоевременным возмещением НДС, составили около 646 млн грн.
При этом бизнес в целом согласен на электронную систему администрирования, но резко выступает против необоснованного изъятия денег из оборота в пользу бюджета. А также настаивает на прозрачном и справедливом механизме возмещения.
"В очередной раз хочу сказать, на чем мы все время настаиваем: нужно менять все налоговое законодательство, делать его заново и понятным", — говорит Григол Катамадзе.
Гендиректор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец также говорит о том, что малый и средний бизнес настроен требовать честного администрирования НДС.
"Отмены норм по депонированию средств при сохранении электронного декларирования, учета налога и полностью автоматического его возмещения. Надо коренным образом изменить систему, чтобы она была прозрачной понятной и каждый мог проверить в реестре где и кому должны возместить НДС, чтобы не было договорняков и взяток. Все, кому надо, возвращают. А для всех остальных ситуация никак существенно не улучшается", — сказал Быковец UBR.ua.
По его словам, в Украине уже не раз самые прогрессивные нормы законов выхолащивались подзаконными актами и потому есть риск, что налоговики снова будут в ручном режиме возмещать НДС.
Реестры могут объединить
Крупный бизнес также признает преимущества публичных реестров возмещения НДС. "УСПП давно выступал за внедрение открытых реестров по возмещению НДС. Чтобы каждый предприниматель знал, под каким номером он стоит в очереди на возмещение. Ведь в этом вопросе крайне важен справедливый и прозрачный подход", — сказалUBR.ua первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров.
По его словам, общая задолженность государства предприятиям по возврату НДС составляет порядка 12,5 млрд грн, а вымывание оборотных средств снижает конкурентоспособность компаний.
"Сейчас автоматическое возмещение получают примерно 18-20% наших компаний-членов. Существенных изменений в лучшую сторону в этом вопросе пока не заметно, хотя и явных ухудшений не наблюдается. Чтобы погасить полностью все долги по НДС нужно обеспечить рост экономики иначе необходимые средства для погашения старых долгов будет просто негде взять. Поэтому пока у бизнеса есть сомнения", — говорят в УСПП.
Одно из сомнений — наличие двух реестров. По версии Михаила Соколова это связано с необходимостью своевременно возмещать НДС крупным экспортерам — основным поставщикам валюты в страну. Так как на всех денег в бюджете не хватает.
"Существование второго реестра вызывает сомнения. Потому что предприятия, которые знают, что не подпадают под критерии, они начинают искать способы не платить НДС. Поэтому я думаю, что второй реестр не будет работать эффективно", — считает Сергей Прохоров.
В то же время, как отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко, пока ассоциация не получала каких-либо замечаний или возражений от бизнеса. "Будем смотреть по факту реализации этой идеи после 1 марта. По нашей информации, Минфин и ГФС настроены очень решительно насчет сокращения задолженности по возмещению этого налога. Хочется верить, что эти намерения воплотятся в жизнь", — сказала она UBR.ua.
В то же время в Минфине допускают объединение со временем двух реестров в один. Наталья Яресько уже заявила, что ее ведомство поддерживает законопроект депутата от фракции "Самопомич" Татьяны Остриковой о создании единого реестра по НДС.