Анатолий Кинах: «Зима тревоги нашей»

Facebook Поділитись

 

Анатолий Кинах, президент УСПП, народный депутат Украины

О ситуации в стране и перспективах выхода из кризиса в эксклюзивной статье для «СН» рассуждает президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат Украины Анатолий Кинах.

МЫ ЖИВЕМ, КАК В 1941-М!

События в мире заставляют с тревогой задуматься, что ждет нас дальше. Первое — нельзя допустить, чтобы все системные проблемы социально-экономического и общественно-политического кризиса в Украине были списаны на счет проблематики в мировом финансово-экономическом устройстве. Сегодня в контексте прогнозов у нас более чем достаточно объективных неполитизированных аргументов для такого вывода: предпосылки резкого ухудшения социально-экономической, социальной, промышленной ситуации в Украине были сформированы задолго до того, как мы ощутили проблемы мирового финансового кризиса. Особенно остро это чувствовалось в течение текущего года. Власть не должна была переходить черту, она должна была выполнять делегированные ей гражданами функции — направлять свои усилия на консолидацию общества, выработку и реализацию эффективной стратегии развития, повышение конкурентоспособности экономики, высокий уровень качества жизни людей, эффективную, умную кадровую политику. Вместо этого президентская и правительственная вертикали по сути занимались и занимаются борьбой на взаимное уничтожение. Заложниками становятся и государство, и каждый его гражданин. Необходимо согласиться с нелицеприятным выводом: в Украине, особенно в последние четыре-пять лет, полностью разрушен один из важнейших принципов эффективной политики и развития — принцип преемственности. Все чаще в условиях межличностного и политического противостояния используется метод обвинения предшественников во всех бедах. Тем самым власть пытается получить дополнительные баллы, рейтинги поддержки у избирателей. Это недопустимо. Это касается не только Украины, это общемировые закономерности — невозможно добиться результата политикой «сегодня на сегодня», не будут эффективными попытки писать с чистого листа то ли стратегию экономического развития, то ли историю страны. Необходимо думать и о накоплении позитива, и остерегаться повторения системных ошибок. Необходим выход на новый качественный уровень, позволяющий совершенствовать систему власти и принимать решения на основе национальных интересов, в соответствии с объективным процессом развития экономики и общества.

Наша трагедия в том, что мы теряем время. Сегодня очевидно, что глубина кризиса в Украине намного серьезнее, чем во всем мире. Это подтверждают, к слову, и международные эксперты. В частности, в октябре текущего года падение промышленного производства в Украине составило минус 19,8 процента по отношению к октябрю 2007-го. Это можно сравнить только с событиями июня 1941 года, когда в течение месяца в связи с началом войны производство обвалилось почти на 20 процентов. Но нынче иное время! Я уже не говорю о самой высокой инфляции в Европе, падении ВВП, отсутствии современной инфраструктуры экономики, которая позволяет всем странам минимизировать последствия мировых финансовых кризисных явлений! У нас не принят Налоговый кодекс, не отрегулированы земельные отношения, развивается рейдерство, несовершенно корпоративное законодательство, коррумпирована судебная ветвь власти, имеют место правовой нигилизм, отсутствие высокого уровня защиты прав собственника, инвестора, верховенства права. Все это должно быть присуще правовому демократическому государству.

В итоге в Украине возникли очень опасные предпосылки усиления темпов падения. Последние данные за два-три месяца подтверждают наши выводы. В частности, Мировой банк провел исследования качества налоговой системы в 185 государствах мира. Налоговая система Украины заняла в этом рейтинге... 180-е место! Буквально несколько дней назад изучали в 41 государстве Европы уровень покупательной способности населения — Украина заняла... 40-е место. За нами только Молдавия. Другие страны нас опережают, в том числе и Белоруссия. ООН провела исследования по темпам заболеваемости СПИДом. Вывод за 2007 год: Украина занимает первое место в Европе и Центральной Азии. Специалисты сравнивают нашу ситуацию с той, что была в Африке в начале 1980-х годов. Вот глубина кризиса, который уже создает проблемы не только в режиме текущих вопросов — потребления, уровня жизни, темпов роста реальной зарплаты и пенсии. Он создает системные угрозы для страны, которая сползает на обочину общечеловеческого прогресса, развития цивилизации.

НЕРИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Украинский народ не потерял ни таланта, ни трудолюбия. Он может и способен работать, сохраняет определенный уровень образования и квалификации, хотя многое уже утрачено. Этому потенциалу абсолютно не адекватна система власти. Даже в условиях кризиса она не способна консолидировать усилия. Более того, сам кризис она пытается цинично использовать для пиара. И это еще больше усугубляет проблему. Оглянитесь вокруг: все страны — Германия, Россия, Япония, Франция, США — мобилизуются для борьбы с кризисом, принимают пакеты четких мер, которые являются результатом совместной работы парламентов, правительств, центральных банков. И альтернативы этому нет! В частности, Германия 17 октября утвердила беспрецедентный пакет антикризисных мер, аналогов которому не было со времен Второй мировой войны. За него проголосовали порядка 490 депутатов бундестага (всего их около 600). Это абсолютное большинство, включая оппозицию.

Сейчас уже все страны перешли к следующему очень важному этапу борьбы с кризисом — недопущения охлаждения национальных экономик. Ведь очевидно: банковская система, фондовые рынки без эффективных экономик, без реального сектора — ничто. Хотя они, безусловно, взаимосвязаны и очень важны в плане развития. Задействована мощнейшая система мер, начиная от существенного снижения уровня фискального давления, активизации защиты внутренних рынков, государственной поддержки отраслей экономики. В США принимают решение о нулевой учетной ставке; Евросоюз рассматривает решение о ее снижении с 3,75 процента до 2 процентов; рассматривается вопрос снижения налога на добавленную стоимость; принимаются мощные программы государственной поддержки АПК, автомобилестроения, других отраслей. Евросоюз защищает себя повышением импортных пошлин на зерно, тем самым полностью перекрывает потоки из Украины, а это почти 28 процентов наших экспортных рынков. Россия принимает решение об уменьшении налога на прибыль с 24 до 20 процентов, о снижении налогообложения малого и среднего бизнеса с 15 до 5 процентов, о ликвидации авансовых платежей, на следующем этапе — снижение НДС с 18 до 15 процентов. Плюс к этому — снижение экспортной ставки на нефть, введение субсидий на экспорт зерна до 40 долларов за тонну, что делает абсолютно неконкурентоспособным украинское зерно. Там в банковской системе — жесткие требования рефинансирования банков под их обязательства кредитовать реальные сектора экономики... И этот перечень можно продолжить.

Давайте проанализируем — в Украине ничего этого нет. Так называемый антикризисный закон, который был принят парламентом, — это маленькая верхушка огромного айсберга системных проблем. Он должен быть дополнен мощным пакетом антикризисных мер, связанных с реальной экономикой. Но на сегодняшний день их нет. Есть предложения оппозиции — мы внесли антикризисный пакет, правительство периодически что-то вносит, однако единого комплекса антикризисных мер власти нет! Сорван процесс внесения изменений в бюджет 2008 года, полностью провален бюджетный процесс на 2009-й, валютно-курсовая политика превратилась в хаос, коррумпированную непрозрачную систему. Плюс наша структура экономики — металлургия поставляла на экспорт до 75 процентов от общего объема продукции. Когда цены упали более чем в два раза, упал и спрос. В отрасли работает около полумиллиона человек. Ясно, насколько там серьезны системные кризисные явления.

О кредите Международного валютного фонда. Когда мы анализируем его условия, оперативность его оформления, делаем вывод: МВФ озабочен не реальным состоянием нашей экономики. Он озабочен тем, чтобы Украина в условиях угрозы дефолта выполнила свои обязательства перед внешними кредиторами: иностранными банками, финансовыми организациями. За последние два-три года у нас очень вырос внешний корпоративный долг. На сегодняшний день валовая внешняя задолженность Украины — около 100 миллиардов. В их составе около 14 миллиардов государственного долга (это нормально по отношению к ВВП). Но около 90 миллиардов — это корпоративный долг. Из общей суммы заемных средств не более десяти процентов пошло в реальный сектор, остальное — потребительское кредитование, финансовые организации и так далее. В ближайшие 8—10 месяцев необходимо вернуть огромные суммы — около 28 миллиардов. Когда рассматриваем условия МВФ, видим: они полностью противоречат тому, что сегодня делает весь мир, который настроен не допустить охлаждения экономики. В частности, МВФ требует от нас не расширять денежную массу, не снижать учетную ставку Национального банка, которая сегодня 12 процентов, а коммерческих банков — под 30 процентов, заморозить социальные стандарты и одномоментно повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, не расширять систему государственного протекционизма и так далее.

Есть и иная проблема — проконтролировать эффективность использования этого кредита, в том числе – первого транша в 4,5 миллиарда долларов. К сожалению, тут абсолютно отсутствуют скоординированные высокопрофессиональные системные действия правительства и Национального банка. Более того – ситуация полностью непрозрачна. Не раскрыта даже структура корпоративного внешнего долга. Не ясно, насколько она соотносится с реальными интересами государства и граждан или отдельных субъектов хозяйствования. Исходя из этого, необходимо четко отрабатывать программу обслуживания внешнего корпоративного долга, жестко связанную с приоритетами борьбы с кризисом и приоритетами страны в целом. Пока этого нет. Возникает угроза, что деньги МВФ будут использованы непрозрачно, через элементы коррупционного лоббирования определенных политических и коммерческих структур. Ведь как случилось на первом этапе с тем же «Проминвестбанком»? Сначала из пятимиллиардной кредитной линии выделили два миллиарда гривен, а потом схватились за голову: они, оказывается, пошли не туда. И тут началось – хаотические меры, внешнее временное управление банком. Второе: нельзя допустить, чтобы условия МВФ были перенесены в параметры законов Украины — бюджета-2009, налоговой, кредитной, социальной политики. И мы будем за этим очень жестко следить. Украина в этой ситуации не должна стать заложницей внешних сценариев, которые не соответствуют нашим украинским интересам.

НЕ РЕЖЬТЕ ХВОСТ СОБАКЕ ПО ЧАСТЯМ

Виктор Ющенко должен был выйти к народу (через телеобращение, на Майдан — любой вариант) и сказать обоснованно и жестко: я снимаю с повестки дня авантюрные досрочные выборы в парламент. В стране углубляется системный кризис, нарастает угроза массовой безработицы, резкого снижения уровня жизни, потери позиций страны на внешних и внутренних рынках. К этому надо добавить огромный рост внешнего отрицательного торгового сальдо — за девять месяцев минус 14,5 миллиарда долларов при 11,4 миллиарда за весь 2007 год. Мы просто обязаны объединиться, искать необходимую конфигурацию власти, которая способна вывести страну из очень серьезного углубляющегося кризиса. Но этого не сказано. Ситуация остается подвешенной, неопределенной, о досрочных выборах говорят с необратимостью, называя то февраль, то март. Никто в такой обстановке серьезно кризисом заниматься не сможет. Подтверждение: на трех заседаниях Кабинета министров за неделю в конце ноября не смогли определить макроэкономические прогнозные показатели 2009 года. А бюджет уже должен быть принят! Почему правительство этого не делает? Да не хочет! Кризис углубляется, требует непопулярного прогноза. Под него нужно формировать непопулярный бюджет-2009. Кто на это пойдет, если впереди маячат досрочные выборы?! Но если мы дальше пролонгируем неопределенность, авантюрность, непрофессионализм, бессистемность и несконсолидированность работы власти, потери будут огромные, откат назад – очень серьезным. В октябре мы впервые зафиксировали снижение реальной заработной платы. Последние два-три месяца ежемесячно растет долг по заработной плате с темпами прироста 20—25 процентов (уже под миллиард гривен). К сожалению, это только начало — мы еще не упали на самое дно. А по всем прогнозам экспертов в самом оптимистическом варианте мы будем ощущать влияние мировых финансовых проблем, снижение спроса на наш экспорт минимум до четвертого квартала 2009 года. Что будет со страной?

Нужно четко определяться: если мы не способны создать конфигурацию в парламенте, растягиваем неопределенность, надо очень жестко этот вопрос обрубать, как говорят, не резать хвост собаке по частям. Тогда необходимо динамично идти на выборы и дать стране какой-то шанс выйти на более высокую и эффективную конфигурацию власти — качественную и ответственную. Хотя это тоже большой вопрос. Для меня более приемлемый второй вариант — консолидироваться, в том числе через переформатирование коалиции в парламенте, создать более эффективное правительство, которое работает не на избирательную кампанию, а на решение проблем страны. Но власть занимается другим. Идут политические шоу внутреннего употребления по принципу, кто больше «любит» народ и эффективнее «защищает» интересы страны.

ПРЕКРАТИТЬ ЧУЖУЮ ИГРУ!

Сегодняшнюю ситуацию с Россией можно назвать реализацией внешнего сценария по ухудшению отношений. Он старательно выполняется властными структурами Украины, в первую очередь президентом. Это полностью противоречит нашим национальным стратегическим интересам, так как страна превращается в примитивное орудие реализации внешних замыслов с точки зрения отзвуков глобальной конкуренции на уровне сверхдержав. Вместо того чтобы плакаться в жилетку и кричать о «руке Кремля», надо быть конкурентоспособным государством, современными методами защищать национальные экономические и политические интересы. Независимо, с кем ведем переговоры — ЕС, Россия, США. Вместо этого Украина по сути превращается не в субъект, а в объект международных отношений.

Товарооборот Украины и России в текущем году выйдет где-то на 40 миллиардов долларов. Товарооборот между Украиной и США суммарно составляет где-то 2,5 миллиарда. Как говорится, комментарии излишни. Нельзя допускать эскалации отношений с Россией, тем более что это переходит на уровень духовных, исторических и культурных ценностей, уже на бытовой уровень, становится частью менталитета молодого подрастающего поколения. Ненужную борьбу, неприятие государствами друг друга надо как можно быстрее останавливать. Мы должны с достоинством, не разрушая мощный фундамент взаимного доверия, общей истории, испытаний и побед, идти дальше. Не нагнетая страсти, а добавляя позитива — в экономике, культуре, дружбе и сотрудничестве. Это то, что соответствует интересам и Украины, и, я уверен, России. Думаю, что шелуха должна слететь. Спекуляции вокруг национальных интересов и сами интересы — разные понятия. В период моего премьерства была попытка записать как внешний газовый долг Украины сумму где-то около 1,4 миллиарда долларов. Мы провели жесточайшие сложные и длительные переговоры с россиянами и не допустили, чтобы это записали как внешний долг страны, поскольку это корпоративные обязательства хозяйствующих субъектов. Сейчас же видим: возник вопрос по долгу — и президент командует украинскому правительству немедленно погасить, не пытаясь даже разобраться в структуре задолженности. Та страна, которая не способна консолидироваться, выйти единой командой на защиту собственных интересов, всегда будет проигрывать. А для выхода из кризиса обязательны жесткие объективные оценки, на основе которых необходимо консолидировать волю, интеллект и ответственность, решать проблемы и достойно идти вперед.