Все говорят о том, в какой тяжелой ситуации находится наша украинская экономика, но это является, на мой взгляд, не причиной всех бед, а следствием. Если сравнить, какой была ситуация в Польше в 90-е годы, когда ВВП страны было около 200 млрд дол, а ВВП Украины 400 млрд дол, вы согласитесь, она была намного сложнее, чем в Украине. Прошло 20 лет. На сегодняшний день ВВП Польши 800 млрд дол ВВП, в Украине осталось те же самые 400 млрд дол. Да, Польша получила западные кредиты, но в 90-х годах Украина имела намного более благоприятные стартовые условия. Судостроение, самолетостроение, ракетостроение, приборостроение – все у нас было и почему-то оно сходит на ноль. Приведу пару примеров, как в Украине относится к промышленности государство.
Концерн Антонов – известное государственное предприятие, очень сложное, интересное, уникальное в мировом производстве. Впервые в 2014 и в 2015 гг. завод Антонова не имеет ни одной гривны государственного заказа, при этом впервые в 2014-2015 гг. не утвержден бюджет предприятия. Из-за того что государственное предприятие не имеет государственного заказа, оно не имеет права участвовать в мировых авиационных салонах. Старые покупатели звонят и спрашивают, вы там еще живы? Мы бы хотели заказать у вас продукцию, но вас на выставке нет, как с вами можно работать дальше? Это не требует больших денег, это требует росписи чиновника в министерстве экономики. Этой росписи уже второй год нет, и никто за это дело не отвечает.
Следующий пример. В Украине, не секрет, грамотная и дешевая рабочая сила. По разным причинам внутренний рынок не работает. Можно бы экспортировать продукцию на внешние рынки. Да, Россия, СНГ закрылись, да, в Европу нас пока не пускают по техническим регламентам, понятно. Находим покупателей в Африке. На удивление, Африка готова покупать наши украинские автомобили. Но они оказываются дороже по сравнению, например, с польской продукцией. Почему? В Европе в соответствие со всеми законами автоматически в течении 60 дней экспортеру возвращается НДС. Кроме того, автоматически в течении 60 дней возвращается таможенная пошлина на комплектующие, которые используют в процессе производства товаров. Про акциз я не говорю, это тоже автоматически. В Украине все это не возмещается даже в теории. Можно пойти поторговаться, дать взятку, наконец, и возместить НДС. Если в прошлом году это хоть как-нибудь работало, и какие-то судорожные движения промышленность делала, то в этом году принято такое решении – раз она работает, давайте еще 10% добавим. А может быть, тогда она перестанет шевелиться. Как объяснить в Эфиопии, что покупатели должны платить акциз на залитый в бак бензин. При этом Украина его не потребляет, ведь автомобиль вывозится на экспорт. В учебниках экономики написано, акциз – это налог на роскошь. Какую роскошь эфиопы потребляют в Украине, покупая украинские автомобили?
Ходим объясняем, спасибо УСПП, он нам помогает, рассказываем нашим чиновникам о всяческих ляпах, которые душат производство. Все слушают, никто ничего не делает и никто ни за что не отвечает. На любом предприятии, в том числе и у нас есть, если работник не справляется с обязанностями, выпускает брак, он расплачивается гривной или рабочим местом. Если бизнесовые подходы не работают в нашей властной вертикальной структуре, у нас не будет ее, не будет государства. Мы идем к тому, что в стране есть великолепная национальная идея, но государства не будет, если не будет работающей экономики, не будет бюджета. Это я привел пример, как чиновники не работают.
Теперь приведу пример, как чиновники работают. В ноябре прошлого года министерство инфраструктуры издало приказ номер 615, который вводит новые правила оказания услуг, ремонта и технического обслуживания транспортных средств. Предыдущий приказ тоже был не идеальный, но там был пункт 60, который говорил, что у всех должен быть один наряд-заказ, если речь идет о ремонте автомобилей (это «Укравто» делает, всевозможные мелкие, крупные, средние сервисные предприятия), но в принципе наряд-заказ который является дополнением к приказу и может быть видоизменен. В новом приказе этого нет, менять его нельзя. Это согласовывает и министерство юстиции. При этом стандартами членов нашей корпорации, всеми основными дистрибьюторами в Украине поддержано, что должны быть штрих-коды и электронная обработка документов. Приказ говорит: нет, этого быть не должно, а заказы должны фиксироваться в прошитых, пронумерованных, прошнурованных и опечатанных амбарных книгах. Даже налоговая ратует за электронный учет. Министерство – нет.
Понимаю, какой-то клерк подготовил сырой документ, пишу министру: обратите внимание, отмените этот приказ. Прошло полтора месяца, но неоднократные обращения ничего не дали. В министерстве занимаются разработкой обоснования для получения кредита на строительство дорог. А наша просьба – мелочь. Результат – приказ игнорируется абсолютно всеми, тем самым порождая наплевательское отношение к власти. Тем более сейчас есть мораторий на проверки, проверяющие не приходят. Мы хотим вырастить нигилистов, которые будут спокойно плевать на законы, приказы и так далее. Это путь в никуда.
Сегодня вертикаль власти не отвечает за создание новых рабочих мест, создание системы ответственности за действия или бездействия чиновников, министерств, ведомств и так далее. Если бы стояла задача, был налажен контроль, сколько рабочих мест мы потеряли или сколько мы создаем, тогда был бы шанс, что рабочие места будут беречь.
Посмотрите, Германия и Япония, как они вышли из второй мировой войны полностью разрушенные, но их вытащила промышленность. Посмотрите на Южною Корею, страну, которая ничего, кроме сельского хозяйства в гористой местности, не имела. Сегодня мощное автомобилестроение, судостроение, компьютерное производство, электроника. Государство вытащила промышленность. При всем уважении к аграрному сектору, торговле, я уверен – без промышленности серьезной страны не будет. У нас есть кадры, есть еще не разрушенные заводы, нужно поставить задачу их реанимировать. Просто создать такие условия, чтобы без больших государственных инвестиций предприятия могли работать и на другие рынки продавать свою продукцию.