Я представляю компанию, которая работает в агропромышленном секторе, и флагманом нашей компании является новое, построенное за последние 7-8 лет, молочное предприятие – Ичнянский молочно-консервный комбинат. Мы инвестировали в это предприятие более 30 млн эвро. Стратегия предприятия – производство молочных продуктов длительного хранения. Соответственно, продукция наша – экспортоориентированная. Разрабатывая проект строительства комбината, мы изучали мировой опыт, и все, что было лучшим у лидеров оборудования, мы у себя реализовали. В основном это европейское оборудование. Инвестируя такие деньги, мы завозили оборудования, платили пошлину, НДС. Нам на протяжении начала периода работы не было предоставлено абсолютно никаких льгот в сфере налогообложения. Вы знаете, что такое строить новое предприятие, сколько кругов ада нужно пройти, чтобы утвердить проект, получить все необходимые разрешения. Даже при таких условиях наше предприятие на сегодняшний день по объемам производства занимает около 30% рынка внутри страны и более 50% в объеме экспорта. Сегодня свою продукцию мы поставляем почти в 40 стран мира.
Каким образом нам удалось этого достичь? Шаг за шагом, посещая выставки практически по всему миру. Менеджеры, которые у нас работают, побывали в большей части стран на нашем земном шаре и посетили практически все выставки, которые только бывают. Не все нам пригодилось, но по зернышку нам удалось добиться результата.
Многие считают, что с помощью дипломатического корпуса можно легче продвинуться на рынки. Хочу вас заверить, никогда такого не произойдет. В мире существует практика: все взаимоотношения со странами сначала начинаются между бизнесом. А дипломатия идет следом. И мы часто, посещая ту или иную выставку, представляли не только нашу отрасль, а и Украину в целом.
Хочу сказать, что в нашем сегменте продукции лидерами являются европейцы. Есть крупные предприятия в Азии. Однако для продуктов питания на сегодняшний день нужно искать рынки сбыта там, где продукты сложнее производить. И я не питаю больших иллюзий по поводу европейского рынка как места продаж. Но зато тут мы можем черпать инновации, технологии, в которых они – первые. А за счет уникальности нашей страны, за счет своего внутреннего потенциала мы можем с теми же европейцами конкурировать на рынках, где эти продукты максимально востребованы. Сегодня это страны Азии, Африки. Нам в прошлом году удалось при поддержке УСПП, дипломатов, а по большому счету – наших менеджеров на одной из главных выставок мира в Дубаи, где представлены все компании продуктов питания, открыть национальный стенд. На эту выставку предприятия стоят в очереди по три, четыре года. К нам обращалось очень много украинских предприятий с просьбой взять их с собой.
Нам удалось открыть национальный стенд, но хочу вам сказать, что величина этого стенда – в три-четыре раза меньше, чем, например, в Греции, и в десять раз меньше, чем в США. Но уже на сегодняшний день удалось вывести на эту выставку украинские компании, такие как «Рошен» и Мироновский хлебопродукт. По метру, по два можно дать каждому участнику, и каждый смог представить свою продукцию. Поверьте, что в Азии и Африке, где нет условий для выращивания сельскохозяйственных культур и производства молока, у Украины большой потенциал.
Буквально пару слов об условиях создания предприятия. Наше предприятие является чуть ли не единственным новым предприятием в молочной отрасли, созданным за последние десять-пятнадцать лет. И я задаю себе вопрос, почему. Не так давно мне пришлось изучать условия развития бизнеса в Турции. Там созданы специальные промышленные зоны с городами, где население около 300 тыс. человек. Строящемуся предприятию выделяют территорию, подводят все коммуникации и дают государственный кредит в национальной валюте на 50% суммы общих инвестиций под 6% годовых.
Тут уже сравнивали ВВП Польши и Украины в 90-х гг…. Насколько я помню, Турция имела ВВП в 90-х гг. меньше, чем Украина. Сейчас в два или три раза – больше. Почему? Потому что создаются условия для развития промышленности. Такие предприятия в Турции освобождаются на 5 лет от уплаты налогов, на 50% снижается нагрузка по заработной плате. Мы же не успели еще включить двигатели, а у нас уже висели на воротах проверяющие, налоговая. На сегодняшний день – десятки миллионов гривен налогов. Но еще больше мы платим сегодня процентов за кредиты. Потому мы брали кредиты в Украине под 12%, и в этих условиях мы еще умудрились построить предприятие.. Скажите пожалуйста, много ли так можно настроить? Для этого должны работать соответствующие программы, созданы условия. Я абсолютно соглашаюсь со всеми, кто говорит – нужна не специальная помощь, нужны условия для развития, создания рабочих мест. Только так мы сможем вытащить Украину из того кризиса, в котором она находится.