Законопроекты и распоряжения КМУ в сфере электронной отчетности должны быть доработаны

Facebook Поділитись

Президент группы компаний АДАМАНТ, член правления УСПП, председатель комиссии по науке и технологиям    Иван  Петухов     

Анализ  существующего  законодательства

На данный момент электронная отчетность в Украине регулируется  13-ю  законами  Украины (основных 5,   "О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах"; "Об электронных документах и электронном документообороте";  "Об электронной  цифровой подписи"; "О телекоммуникациях"; "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности  в Украине");  3-мя  постановлениями  КМУ; одним   распоряжением  КМУ;  7-ю приказами и постановлениями  остальных  органов  исполнительной  власти   Украины.  

Сравнительный анализ и  численность   игроков  на   рынке 

Количество игроков на рынке выглядит так. В России  специализированных  операторов   связи в крупных городах: Санкт Петербург – 5 (из них  уникальных - 4); Мурманск – 6 (из  них  уникальных -4); Москва – 4 (из  них  уникальных – 2). В Евросоюзе примерно  4 – 6.
В Украине:
•  специализированных  операторов   связи  - намечается 1, хотя  законодательно - 0;     
•  аккредитованных центров сертификации ключей  – примерно  10 (активных).

Требования к защите информации  и ответственность за нее 

В России законодательством   закреплено, что передача  информации осуществляется только в зашифрованном виде. В  договоре  с субъектом  указано,  что данные передаются в зашифрованном виде и составляют налоговую тайну.  Происходит это так:  налогоплательщик заверяет подготовленный файл своей (или спецоператора) электронной цифровой подписью (ЭЦП), шифрует с помощью открытого ключа налогового органа и отправляет в инспекцию через сервер спецоператора связи. Таким образом, через эти серверы проходят исключительно зашифрованные документы. Далее  в приказах подробно уточняется порядок документооборота, формирования квитанций, подтверждений, протоколов и т. д. Поскольку все системы проходят сертификацию, программного обеспечения, не соответствующего  этим правилам, на рынке не существует.  Спецоператор выступает независимым арбитром в спорах о дате прохождения документа,  на сервере фиксируется факт его поступления в зашифрованном виде.

В РФ специализированным оператором связи может являться любая организация, удовлетворяющая предъявляемым  условиям и заключившая договор с Управлением МНС соответствующего административного  округа.

Аналогичным образом все организовано в Евросоюзе.

В законе Украины "Об электронных документах и электронном документообороте" в ст. 15  сказано,  что  государственная  информация  с  ограниченным  доступом   защищается   согласно  действующего законодательства.  Остальные  субъекты электронного документооборота самостоятельно  определяют режим  доступа  к  документам,  имеющим  конфиденциальную  информацию.  Налоговая и другая отчетность  в Украине для субъектов предпринимательства  не требует специальной  защиты.

Мы проанализировали ряд аккредитованных центров сертификации электронных  ключей (АЦСК), ни у  одного  из  них нет ни  ссылки на  договор, ни других  никаких юридических обязательств - только Прайс-лист  и Регистрационная карточка («Единые информационные системы»). Получается, что украинские центры  не  несут  никакой  ответственности перед предпринимателями!

Более  того,   постановлением КМУ   от 28 октября 2004 г. N 1453  «Об утверждении Типового порядка осуществления электронного документооборота в органах исполнительной власти»  (П.П. 8, 12, 13  и 17)  устанавливается  порядок  регистрации,   отказа и   принятия   электронной  отчетности  соответствующим  государственным органом. Получается, что субъекта экономической деятельности  могут  не зарегистрировать,  не  принять его  отчет,  отказать в его  приеме вообще и  официально уведомить об этом  только  через 2 дня!!!

Однако  мы  все  знаем,  что за  несвоевременную  подачу  отчетности  с этого самого субъекта взимаются  существенные штрафные  санкции.  Да и сами  случаи отказов  в приеме   электронной отчетности  могут  быть самые разные: от вируса  до  личного  решения  принимающего клерка,  к  примеру: не  нравятся цифры –  вернуть! Есть все основания говорить о  волюнтаризме  государства  и  растущей беззащитности субъектов экономической деятельности. 

Анализ принятых распоряжений КМУ  и внесенных проектов ЗУ

Распоряжение КМУ от 9 сентября 2009 г. N 1087-р  « Некоторые вопросы организации электронного  документооборота  и отчетности»    создает  предпосылки  монополизма на рынке  и исключает  возможность  сдачи  отчетности в  обычном  бумажном виде.

Документ от 14 октября 2009 г. N 1217-р    «Об утверждении национального плана действий   по улучшению администрирования налогов» (п.п.  9 и 18)  предполагает  с 1 января 2010 года перевести сначала крупных  и средних плательщиков  налогов,  а  затем  и частных предпринимателей исключительно на электронную форму  отчетности (читаем  между  строк - через  одну  определенную  компанию) .

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты  Украины» (регистр. № 5147 от 18.09.2009 г.,  внесенный  КМ Украины) предлагает   внести изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности  в Украине», а именно:

-  Статья  9. Первичные документы и регистры  бухгалтерского учета,  пункт  6. В случае составления и сохранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в рамках их полномочий, предусмотренных законами.

Иначе говоря, предприятие обязано обеспечить защиту указанной  информации соответственно закону и за свой счет.

- Закон Украины «О государственной статистике»:

Статья  16. Единый государственный реестр, пункт 3. Технические и программные средства ведения Единого государственного реестра должны обеспечивать: …  «защиту  данных соответственно  закону».

Исходя из вышесказанного, теперь у  хозяйствующего субъекта после сдачи отчета в электронном виде или  передачи его контролирующим организациям, равно как и правоохранительным органам, должна  «болеть голова» за свои отчеты, однако с будущего монополиста, правоохранительных и госорганов снимается всякая ответственность за сохранение и неразглашение передаваемой информации.

Проект Закона Украины «О внесении изменений в подпункт  “з”   и подпункт  4.4.2  пункта 4.4 статьи 4 Закона  Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”» от 18.11.09г., внесенный Терехиным С.А.,       исключает такую  норму : «Плательщик налога должен использовать какую-либо из наиболее распространенных операционных компьютерных систем в Украине по собственному выбору, которые будут предложены центральным налоговым органом».

Вместо нее предлагается следующее: «Налоговая отчетность может быть предоставлена по добровольному решению плательщика налогов контролирующему органу в электронной  форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. При таких условиях центральный (руководящий) орган контролирующего органа обязан бесплатно обеспечить плательщика налогов специализированным программным обеспечением для формирования налоговой отчетности в электронной форме и усиленными сертификатами открытых ключей».

Вопреки Закону Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», где сказано, что «обслуживание физических и юридических лиц осуществляется Центром сертификации ключей на договорных условиях», в проекте  значится:  электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, которая используется для идентификации автора или подписавшего электронный документ другими субъектами электронного документооборота.

При этом  подразумевается,  что  доход от подключения к системе будет получать единый  монопольный  спецоператор,   эта сумма значительная  - до 1000грн.  и  без всяких  гарантий сохранения конфиденциальной информации.

Еще раз обращаю  Ваше  внимание  на  тот факт,  что в действующем законодательстве Украины отсутствуют  обязанности  и ответственность аккредитованного центра сертификации электронных  ключей (АЦСК),  спецоператора  и органа  исполнительной власти за:
• доставку или недоставку  отчетности  АЦСК,  а также принятие или не принятие отчетности  министерствами, ведомствами и другими  органами  исполнительной  власти  при ее отправке   в электронном виде;
•  соответствие электронной отчетности оригиналу,  ее достоверность и своевременность  отправки;
•  обязательное  шифрование и передачу электронной отчетности только в шифрованном виде;

Более того,  предлагается:
• исключить бумажную  и ввести только электронную форму отчетности с 01.01.2010 года для крупных  и средних предприятий, а это около 90%  рынка;
• создать монопольного  спецоператора, который не несет никакой  юридической ответственности за  выполняемую им работу, но исправно собирает деньги;
• возложить законодательную ответственность  за  защиту переданной  электронной  отчетности  на  сам  хозяйствующий  субъект,  что,  на наш взгляд,  противоречит  логике  процесса и вообще здравому  смыслу.

Все перечисленное  выше   создает   предпосылки  для злоупотребления  и коррупции при работе  с электронной  отчетностью, а также широкое  поле  для  будущих  рейдерских  атак,  так как частный  спецоператор получает прямой и безнаказанный  доступ к электронной отчетности хозяйствующих  субъектов  рынка. При  условии  монополизма и  появлении «его величества -  единого Спецоператора»    прохождение через него всей отчетности  страны в  открытом (не зашифрованном) виде,  равно  как и открытой (не зашифрованной) передаче отчетности отдельных  оборонных  предприятий, создает   УГРОЗУ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ!!!

Скоропалительность и  непрозрачность  при принятии  решений  в данной сфере  вызывает  тревогу, неприятие  в  широких  предпринимательских  кругах,   порочит и  тормозит  развитие   информационно-коммуникационных  технологий  в целом.

В этой связи предлагается:
1. приостановить  действие данных  распоряжений КМУ до внесения  соответствующих изменений в действующее законодательство Украины;
2. выписать требования к Спецоператору,  провести общественные  слушания  по  данному  вопросу и закрепить статус Спецоператора,  а также  его обязательства и  гарантии перед участниками  процесса законодательно;
3. разработать и закрепить схему работы электронного документооборота  при прохождении электронной отчетности;
4. установить  ответственность за  перехват и  разглашение передаваемой информации  участниками процесса;
5. доработать  внесенные  законопроекты с учетом вышеизложенного.