Масштабы разрушений в результате полномасштабного вторжения рф в Украину впечатляют: повреждено или разрушено более 150 тысяч жилых домов, убытки в инфраструктуре - $36,2 млрд. Десятки млрд. долларов потеряла промышленность.
В целом же ущерб, нанесенный российской агрессией Украине исчисляется в 600-750 млрд долларов.
При этом эти данные не включают в себя расчетов недополученной выгоды бизнеса и экономики, которую они могли бы иметь, работая в условно мирное время (война длится более 9 лет, однако военное положение - более года).
Осенью-летом 2022 года сама Украина и ее международные партнеры, мировые финансовые институты активно артикулировали необходимость создания специальных фондов по восстановлению нашего государства, наполнения их многомиллиардными инвестициями, реализации новейшего "плана Маршала" для Украины.
Указом Президента еще в апреле 2022 года создан Национальный совет по вопросам восстановления Украины от последствий войны, который, к сожалению, до сих пор не демонстрирует ни активности, ни конкретики в своей работе.
Довольно схематичным оказался и документ, представленный в Лугано, а затем доработанный для презентаций в Париже, Берлине и совсем скоро - в Лондоне.
Из-за такого отсутствия конкретики, в том числе, в мире до сих пор не нашлось институций, лидеров и т.п., которые бы взялись воплощать обозначенный "план Маршала".
Мы должны были бы предложить свою концепцию этой работы. Как справедливо пишет соучредитель Центра экономического восстановления Андрей Длигач, Украина могла бы предложить миру настоящий прорыв в новую эпоху - продвинутую модель безопасности и реагирования на вызовы, новые экономические проекты, киберократию и сервисное государство с адаптивными институтами.
Пока этого нет. Зато в сообщениях чиновников фигурирует формулировка новой экономической модели Украины как ресурсного центра для Европы.
Деловое сообщество, промышленники Украины не могут согласиться с таким подходом. Что такое ресурсный центр? Источник доступной по ценам сельскохозяйственной продукции, черных металлов, сырья?
Во-первых, ориентирование на сырьевую модель экономики - это отсутствие необходимого количества рабочих мест, низкий уровень качества жизни граждан.
Во-вторых, продолжается агрессия РФ, блокирование ею морских зерновых коридоров, поэтому возникла и проблема с импортом сельскохозяйственной продукции в Евросоюз, где отдельные государства через протекционизм защищают национального производителя.
Украине наоборот нужно делать ставку на переработку, производство товаров с добавленной стоимостью, промышленность в целом.
Речь идет о горно-металлургической отрасли (металлопрокат, сталь и т.д.), химпроме, фармацевтике, машиностроении, авиапроме и безусловно - оборонно-промышленном комплексе.
Понятно, что это требует колоссальных инвестиций, средств как международных финансовых институтов, так и правительств стран-партнеров, частных инвесторов.
Поэтому правильно было бы формулировать цель превращения нашей страны в привлекательный инвестиционный хаб для воплощения инноваций, развития зеленой энергетики, цифрового строительства и других достижений 21 века. А также как привлекательного будущего члена европейской семьи.
Собственно говоря, Евросоюз заинтересован в собственной модернизации, толчком к которой является нынешняя устойчивость Украины в войне, ее будущая победа и масштабное послевоенное восстановление.
Если организовать этот процесс правильно, то на восточных границах ЕС годами будет происходить инвестиционный бум (в том числе с привлечением США, Тихоокеанского региона и т.п.), расцвет новых технологий, обмен опытом.
Это то, каким должно быть позиционирование Украины на международной арене, на всех конференциях по восстановлению.
Пора переходить к конкретному Плану и его реализации.
Официально концепцию и первый неотложный этап Плана восстановления должен представить уже упомянутый Национальный совет. Есть ли необходимость реорганизовать его, чтобы он наконец заработал, или дать какой-то другой толчок - это отдельный важный вопрос.
Затем правительство Украины должно предложить создание специального фонда, который будет наполняться за счет национальных средств, помощи Всемирного банка, ЕС, ряда ведущих стран-партнеров и тому подобное. Это не коммерческие проекты, а в первую очередь - восстановление жилой инфраструктуры, производственной, инвестиции в технопарки и возобновляемые источники энергии. От результатов в значительной степени будет зависеть возвращение украинских беженцев домой.
Наряду с этим следует понимать, что комплексного Плана восстановления не будет, пока в Украине отсутствуют государственные промышленные отраслевые политики. Есть значительное падение в ГМК - почему до сих пор не принят план поддержки отрасли? Где воплощение закона о промышленной политике, налаживание работы отечественного ОПК (ракетная программа, интеграция в Государственный оборонный заказ лучших промышленных разработок и др.)
План по восстановлению Украины - это не отдельные проекты восстановления конкретной дороги, школы, больницы или жилого дома. Это должен быть комплекс действий, которые дадут значительный толчок к развитию экономики, производства, самозанятости, привлекут иностранных инвесторов и застрахуют их от рисков военного времени.
Президент УСПП, сопредседатель Национального трехстроннего социально-экономического совета Анатолий Кинах для Minprom.ua