28 июля состоялось заседание Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Антикризисного штаба устойчивости экономики в условиях военного положения.
Эксперты обсудили необходимость сохранения человеческого капитала для восстановления Украины после победы. От Федерации профсоюзов Украины в работе принял участие и выступил заместитель Председателя ФПУ Александр Шубин.
Итак, разработка государственной политики возвращения вынужденных мигрантов наряду со стимулирующими мерами для преодоления будущего дефицита рабочей силы должны стать неотъемлемой составляющей послевоенного восстановления, которое будет реализовываться в рамках Плана восстановления от последствий войны.
Об этих и других вопросах мы более подробно поговорили с Президентом УСПП Анатолием Кинахом.
- Анатолий Кириллович, УСПП предлагает принятие отдельной Стратегии сохранения и развития человеческого потенциала, которая учитывала бы реалии военного положения и уже озвученные прогнозы послевоенного восстановления. Помогите конкретизировать? Что главное?
- Полномасштабная агрессия России против Украины принесла серьезное обострение тематики сохранения и развития человеческого капитала, обострение демографического кризиса, сбалансированности рынка труда, в т.ч. и социально-трудовых отношений. План восстановления Украины, на наш взгляд, должен предусматривать, в первую очередь, развитие Украины на основе индустриально-инновационной политики, создание условий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, не повторять довоенную структуру экономики, которая несла для нас угрозу сырьевого придатка и экспортера рабочей силы. Он должен в комплексе учитывать фактор наличия трудовых квалифицированных ресурсов. Без людей ничего не будет.
На заседание Штаба устойчивости национальной экономики, мы пригласили представителей ВРУ, КМУ, Национальной Академии наук, значительного количества экспертов, и, что очень важно, структурированных объединений профсоюзов, работодателей, промышленников, предпринимателей Украины, чтобы комплексно рассмотреть этот вопрос.
Основной доклад делала Элла Либанова, академик НАН, директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины. По выводам ученых видно, насколько этот вопрос важен для Украины. Приведу данные ООН: по состоянию на июль с.г. количество зарегистрированных в странах мира украинских беженцев составляет 6,3 млн. человек. В Европе на этот период было зарегистрировано 5,1 млн. Украинцев как лиц, нуждающихся во временной защите, около 70-75% - это женщины и дети, в т.ч. до 80% наших беженцев - граждане, имеющие или незаконченное высшее или высшее образование.
Это дееспособная, квалифицированная часть нашего общества.
По состоянию на июль уже до 60% трудоустроены в государствах пребывания. Это очень серьезная угроза. Если мы не будем динамично создавать условия для возвращения наших граждан, то чем дольше мы будем это делать, тем меньше граждан вернется в Украину, что подтверждают данные Национальной Академии наук. Речь идет не только о восстановлении инфраструктуры, но и создание стандартов качества жизни, включая защиту прав человека, инфраструктура, доступ к социальным услугам и тому подобное.
И только так в комплексе можно повышать процент украинцев, которые вернутся на родную землю. Это должно быть сформулировано в плане восстановления, где вопрос развития трудового потенциала должен быть одним из основных. А дальше мы предлагаем, чтобы на этой основе государство формировало стратегию с необходимой законодательной, ресурсной базой, продумало международный вектор, этапы восстановления и тому подобное.
- Понятно, что Стратегия должна коррелироваться с Планом восстановления Украины, который, к слову, так и не финализирован. Какие действия, на Ваш взгляд, должны быть первоочередными?
- Первое - реанимировать деятельность Национального совета по восстановлению Украины от последствий войны. Ситуация, дипломатично говоря, абсолютно недопустима. Еще в апреле 2022 года Указом Президента Украины утвержден его состав. Сопредседателями являются спикер Верховной Рады, Премьер-министр Украины и Глава Офиса Президента. Создано около 2 десятков рабочих групп. В соответствии с Положением о его деятельности, Нацсовет в первый месяц после создания должен был собраться и утвердить регламент своей работы и проводить заседания 2 раза в месяц. Этого нет. И уже полтора года войны, нет, к сожалению, четко сформулированной программно-проектной части Плана восстановления, что дало бы возможность уже работать по этапам поиска партнеров, ресурсов, приоритетов и тому подобное. Это является частью того, что мы должны сделать и в т.ч. для возвращения наших граждан в Украину.
Мы проводим такие мероприятия, координируя наши усилия с органами государственной власти. По инициативе Антикризисного штаба были проведены парламентские слушания по вопросам Плана восстановления, которые подтвердили те выводы, которые я сейчас сформулировал. Приняты официальные рекомендации парламентского Комитета по вопросам экономического развития, где как раз первым пунктом была указана необходимость проведения заседания Национального совета и утверждения проектной составляющей Плана восстановления хотя бы на первый неотложный этап.
- Что дальше?
- Рекомендации Парламентских слушаний месяц назад направлены во все государственные институты, начиная с Президента Украины. Сейчас вместе с парламентскими структурами мы мониторим, какая реакция на эти предложения, и будем еще усиливать, потому что дальше возникает очень серьезная проблема, если этого не будет сделано.
Следует подчеркнуть, что во время конференции по восстановлению Украины в Лондоне наши партнеры нам сказали, что основными ресурсами для этой задачи будут частные инвестиции, а они никогда не придут в Украину, если у нас не будет четких и прозрачных программ, проектов и не будет построенных на основе европейских стандартов механизмов контроля эффективности и отчетности за использованием этих ресурсов. Это сейчас очень актуально и это направление необходимо максимально усилить, не дожидаясь завершения войны и нашей победы. Эти и другие неотложные вопросы нужно решать уже сегодня. Нужна прагматичная, конкретная проектная программа восстановления.
- Как сопредседатель НТСЭР, как Вы видите ее роль в процессе сохранения человеческого капитала?
- НТСЭР - это не просто какая-то общественная инициатива или инициатива социальных партнеров, это законодательно-нормативно определенный орган при Президенте Украины. Мы активно сотрудничаем с профсоюзами. Моя личная позиция заключается в том, что по сути мы делаем одно дело: наша работа направлена на результат, который касается создания конкурентоспособной экономики, высокотехнологичных и безопасных рабочих мест, достойной оплаты труда, высокого уровня защиты наемных работников, особенно в части поиска постоянных балансов между интересами работодателя и наемного работника. Только так можно двигаться вперед.
К сожалению, деятельность НТСЭР в течение последних лет искусственно блокируется. Теперь нам удалось совместными усилиями возобновить ее деятельность, но возникла проблема, которая не дает возможности ее полноценного функционирования. Не назначен председатель НТСЭР.
Законодательством определена этапность и очередность председательства в НТСЭС, сейчас очередь профсоюзов Украины. Мы вовремя подали все необходимые материалы, но до сих пор необходимые процедуры не проведены, в первую очередь, по вине правительственной стороны и эти материалы не направлены Президенту Украины на рассмотрение, чтобы был издан соответствующий Указ Президента Украины по назначению председателя НТСЭР.
Это недопустимая ситуация. На это обращают внимание наши международные партнеры, в стране должен быть трипартизм, социальный диалог, это общеизвестная система в демократическом современном государстве. Мы подписали много различных нормативных документов, начиная с Международной организации труда, относительно наших обязательств по адаптации законодательства к законодательству ЕС. И такая ситуация может стать серьезным негативным фактором с точки зрения дальнейшей интеграции Украины в ЕС. А это наш приоритет. Мы сейчас работаем, чтобы довести наши выводы и до Правительства, до Президента Украины. Будем делать все необходимое, чтобы полноценная деятельность НТСЭР была восстановлена в сжатые сроки, потому что это в том числе и является основой социального диалога на общегосударственном национальном уровне.
- Что нужно сделать в законодательном поле для создания условий развития бизнеса, роста уровня благосостояния и качества жизни граждан, от чего зависит процент тех "беглецов от войны", кто вернется в Украину? Мы можем рассчитывать на диалог власти и общества?
- На последнем заседании Антикризисного штаба я оглашал некоторую официальную статистику. Мы фактически все последние заседания формулируем необходимость преодоления такой угрожающей тенденции для Украины, как потеря экономической самодостаточности, от чего потом может возникнуть много других проблем. Это официальные данные за январь-июнь с.г. в структуре расходов Государственного бюджета Украины. Часть сборов с экономики Украины составила только 36%, остальные 64% - это внешнее финансирование - кредиты, займы, гранты.
Это очень опасно. Нам нужно делать все, чтобы повышать свою часть доходности, которая будет обеспечивать нашу жизнедеятельность: зарплаты, пенсии, капитальные вложения и т.д., потому что ситуация с внешней помощью не бесконечна и это окно возможностей может закончится. Нам с учетом этого фактора времени нужно задействовать наш потенциал, создать необходимые условия. Вот как раз на это и направлены наши усилия в рамках и Антикризисного штаба, и социального диалога.
Мы сейчас работаем и с Парламентом, и с Правительством, и с СНБО, чтобы все поняли это и действовали эффективно. Открывая заседание Штаба, я всегда подчеркиваю, что так, как наши бойцы на фронте ценой своей жизни и здоровья защищают каждый метр украинской земли, так и мы здесь в тылу должны бороться за каждое рабочее место, за каждого человека, за нашу экономическую самодостаточность.
Поэтому Правительство не должно допускать дальнейшего снижения нашей экономической самодостаточности. Для этого нужно сформулировать качественную денежно-кредитную политику. 25% учетная ставка НБУ по сути заморозила кредитование реального сектора. Без доступа к ресурсам невозможно думать даже о текущей работе, не говоря о дальнейшем развитии. Буквально неделю назад НБУ снизил ставку с 25 до 22%, но этого мало. Более того, существуют очень серьезные проблемы, в частности, по депозитным сертификатам Нацбанка, которые до последнего времени имели доходность на уровне 23% годовых, которые НБУ выплачивал коммерческим банкам, но это средства из воздуха. Хотя для Нацбанка это выгодно, но из-за этого банковская система не кредитует реальный сектор. Это может серьезно навредить нашему экономическому потенциалу. Например, Израиль во время ведения войны держал учетную ставку на уровне 6-8%, и максимально направлял ресурсы на экономику и за период последней долгой войны имел рост ВВП. Это очень чувствительная тема, поэтому мы обращаемся к Президенту Украины, чтобы обсудить, как нам адаптировать денежно-кредитную, налоговую, инвестиционную, социальную политику к задачам как экономики военного положения, так и восстановления Украины. Главная стратегия для нас должна быть - бороться за каждое рабочее место и за свое экономическое возрождение.
- В условиях военного положения многие люди потеряли работу, закончились сбережения. Ухудшаются условия труда, в частности законодательного регулирования их трудовой деятельности. Профсоюзы ставят вопрос о привлечении людей на рынок труда. Что нужно сделать, чтобы не потерять наш трудовой потенциал?
- Прежде всего, должна быть такая политика государства, в т.ч. и Правительства, которая бы направлялась на максимальное задействование всех возможностей, включая налоговые, кредитные, таможенные стимулы, наличие природных ресурсов, промышленного и научно-технического потенциала для развития экономики. Также сюда относится локализация производства, обоснованное импортозамещение, создание благоприятных условий для участия национальных производителей в системе государственных, оборонных заказов, с учетом стандартов качества, ценовой конкурентоспособности и тому подобное.
Более того, я вижу, что некоторые властные институции с большим удовольствием берут новые и новые займы у международных партнеров. Нам важна помощь, но проблема в том, что они с гораздо меньшим энтузиазмом работают над тем, чтобы создавать условия в Украине, чтобы она использовала собственный потенциал для решения тех проблем, которые сегодня для нас актуальны. Это первое, теперь второе: когда речь идет об обеспечении Вооруженных Сил Украины, гораздо привлекательнее для исполнителей заниматься импортными контрактами, потому что там можно использовать коррупционную составляющую.
А если для помощи армии нужно задействовать национального производителя, обычно сразу энтузиазм исчезает. Здесь уже не поиграешь с ценами. И вот, как пример, та позорная ситуация, которая возникла с Государственной аудиторской службой, которая несколько месяцев назад подала заключение, что те производители, кто поставляют продукцию и товары для ВСУ не имеют право включать в цену товара свою прибыль. По факту поставок она начала формулировать претензии по возврату в Госбюджет доли, которая составляет прибыль. К импортной продукции таких требований нет, таким образом возникла ситуация, когда просто уничтожается стимул для национального производителя поставлять свою продукцию, потому что в цену товара запрещено включать прибыль.
И руководителям компаний даже угрожают уголовными делами. Мы также работаем над решением этого вопроса. Хотя, как позитив, уже принято постановление правительства, которое нивелирует эту проблему для дальнейших отечественных поставщиков.
Также есть проблема отсутствия конкретных действий по координации между министерствами и ведомствами, а на самом деле, - это обычный организационный вопрос, который можно при наличии желания решить в течение одного часа. Поэтому каждый чиновник должен по максимуму отрабатывать те задачи, которые ставит военное время. Я убежден, что Украина имеет огромный потенциал, достаточный для ощутимого экономического роста.
Разговор вел Юрий Работа