Самое сложное — испытание властью

Facebook Поделиться
Самое сложное — испытание властью

Анатолий Кинах поделился выводами нескольких общественных объединений — УСПП, Антикризисного совета общественных объединений, Национального форума «Трансформация Украины».

Украина во главе новой команды власти завершает 2019 год. Уже можно оценить, каков очередной формат власти, куда она направляет государство. Хочу поделиться выводами нескольких общественных объединений — УСПП, Антикризисного совета общественных объединений, Национального форума «Трансформация Украины».

Президентская избирательная кампания весной этого года была весьма непростой. Семьюдесятью тремя процентами голосов народ выразил непринятие предыдущей системы власти из-за ее бесконечной коррупции, игнорирования верховенства права, имитации реформ вместо настоящей системной работы по возрождению экономики и государства, позорной кадровой политики. Люди были возмущены отсутствием перемен к лучшему, достойной перспективы жизни. Стойко сформулировался запрос на новое качество власти, признаками которой являются большая ответственность, профессионализм, государственная позиция. Избиратели сконсолидировались в формате протестного голосования. Но заметим, протестный электорат не является стойким. Президенту надо быстро и качественно выполнять обещания, которые он давал во время избирательной кампании.

Мы ожидали, что новый парламент будет работать на интересы страны, а не отдельных лиц, не будет искусственно затягивать принятие необходимых с точки зрения национальных интересов решений, что сюда придут молодые и прогрессивные люди.

Бодрость и самоуверенность, которые мы увидели у новых народных избранников с первого дня, выглядели неплохим стартом.

Быстрым темпом было назначено новое правительство, и наши предложения предусматривали необходимость широкого аудита ситуации в стране, определения первоочередных задач по направлениям экономики, энергетической безопасности, демографической ситуации, трудовой миграции. Деловое сообщество сразу предложило правительству свою поддержку — передало такие документы, как «Программа экономического патриотизма», «Новая индустриальная стратегия Украины»,

«Стратегия трансформации Украины». Правительство предостерегали не игнорировать живые связи с гражданским обществом, экспертным сообществом.

Прошло немного больше чем полгода. Объективные экономические показатели нельзя полностью связывать с новым форматом власти, слишком сложное она получила наследство, но пытаться изменить их с первых дней каденции она была обязана.

Индекс роста промышленности за 10 месяцев этого года — минус 0,6, а в таких отраслях, как производство электрооборудования, авиастроение, падение намного больше. Рост фиксируется в АПК (+3,3%). По сути, эта тенденция свидетельствует — Украина превращается в государство с сырьевой экономикой и теряет интеллектуальные, высокотехнологические, с высокой добавленной стоимостью отрасли, включая сферу переработки в АПК.

Вот показатель роста, которым можно было бы гордиться в других условиях — за 10 месяцев 2019 г. розничный товарооборот вырос на 10,2%. Но когда мы изучим структуру роста, поймем: увеличился не объем потребления, а цены и тарифы. Если, например, в Европе семья тратит на ЖКУ и питание 32—35% своих доходов, то у нас — до 65—70%. Это показатель беспрецедентного уровня бедности, что подтверждает и европейская статистика. Согласно ей, по всей Европе Украина в рейтинге платежеспособности граждан занимает последнее место.

Повторяю, такие результаты накапливались годами. Но ведь мы лелеяли большую надежду, что новый формат власти будет вместе с гражданским обществом действовать быстро, профессионально, адресно, путем формирования более высокого уровня качества государственной системы по всем параметрам. К сожалению, пока таких тенденций не наблюдается.

Программный системный подход должен восстановиться как в государстве, так и в экономике

Нельзя реформировать такую сложную и проблемную страну, как наша, не имея стратегии ее трансформации. Объявленная коренная реформа государства — земельная. Совершены серьезные действия, задевающие темы территориальной целостности, суверенитета страны, единства общественных настроений относительно мира на Донбассе. В объятия Украины надо возвращать Крым. Государству крайне необходим долгосрочный план экономического развития. Однако в деловой среде даже о подготовке стратегических документов по этим направлениям не слышали.

В октябре парламент утвердил Программу деятельности Кабинета Министров. Ее цель — создание основы для стремительного экономического роста — в течение пяти лет рост ВВП на 40%, создание      1 млн новых рабочих мест и т. п.

Согласны, только высокими темпами можно выйти из сетей экономики сырьевого типа. Но какие механизмы, какие системные программные действия, какие этапы предусматривает Программа? О документе, утвержденном в знаменитом турборежиме, можно сказать одно: более несистемного, более декларативного документа сложно себе даже представить.

По законам Украины, подготовка Программы предшествует бюджету-2020. В нем содержится, что обязательства Украины по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга с учетом гарантированного составляют около 438 млрд грн, оборонные расходы — около 246 млрд. Эти два сектора в государственном бюджете — почти 60% доходной части. Таким образом, о развитии речь не идет, бюджет, по сути, консервирует нынешний кризис.

Прогноз ВВП на 2020 год по бюджету — 3,7—3,8%. Спрашивается, а где же те 8%, которые заложены в среднем на год в Программе правительства? А ведь это главный, самый принципиальный, именно этот вопрос требует четкой высокопрофессиональной и комплексной работы правительства, парламента и президента!

В Программе деятельности КМУ мы не нашли слов «промышленность», «приоритеты индустриально-инновационного развития». Здесь нет путей преодоления технологической отсталости отечественного индустриального комплекса, возобновления производителями своих позиций на внутреннем рынке. Ни одного противодействия опасному тренду скатывания к сырьевой структуре экономики, которая никогда не создаст миллиона новых рабочих мест, не будет способствовать росту качества жизни людей.

Зафиксировано, что с 2016 года в стране не построен ни один самолет, отрасль кораблестроения в глубоком кризисе, заморожен знаменитый «корвет», который был шансом для Украины сохранить себя как кораблестроительная держава. Моральный и физический износ основных фондов в Украине в среднем по отраслям достигает 70%, а в подвижном составе «Укрзалізниці» — 90%. Правительство должно понять, насколько необходимы четкие программные действия по индустриальному развитию, модернизации. Безусловно, на условиях государственно-частного партнерства, поскольку такие проблемы нельзя решить за счет бюджета.

Деловое сообщество постоянно говорит о необходимости доступа производителей к кредитным ресурсам. На днях учетную ставку Национального банка уменьшили до 13,5%, что дает шанс снизить ставку коммерческих банков, продолжить работу по доступу отечественных производителей к кредитам.

По экспертным оценкам, кредитный портфель юридических лиц с начала года уменьшился на 24 млрд грн и 700 млн долл. США. В то же время государство стимулирует банки к активности иного рода — предлагает государственные облигации ОВГЗ и депозитные сертификаты НБУ на выгодных условиях. С начала года и нерезиденты вложили в ОВГЗ 4 млрд долл. под привлекательные 15—19%. На фоне стагнации промышленности прибыли банков за 10 месяцев 2019 г. выросли в 3,5 раза и составляют 53 млрд грн. Создана гигантская финансовая пирамида, которая в свое время может рухнуть и наделать беды в банковской системе.

Непонятно отношение к малому бизнесу, микробизнесу. Резонансные законы о РРО углубляют силовое давление на него. Разве не понятно, что при нашей беспрецедентной трудовой миграции необходимо действовать наоборот — снять все барьеры, чтобы человек не шел на биржу труда, а за счет своего ума сформировал несколько рабочих мест, обеспечивал себя и еще давал немного государству?

Убежден, что подготовка системных программ и стратегий продвигалась бы эффективнее, если бы членам правительства сполна помогало деловое сообщество, структурированные объединения промышленников, предпринимателей, работодателей.

Недавно УСПП обратился к руководству правительства относительно сохранения Совета предпринимателей при КМУ, включения в него активных бизнесменов страны. Аналогичное обращение было направлено Премьер-министру о сохранении и перезапуске Национального комитета по промышленному развитию во главе с руководителем правительства. Именно здесь могли бы появляться предложения по трансформации экономики из сырьевой в высокотехнологическую модель.

Кадровая политика

Неутешительные цифры представил нам Давосский форум. Среди 141 государства по эффективности государственных институтов, государственного управления мы заняли 104-е место. Тенденции деградации институтов власти не остановлены, их больно ощущаем именно мы, а наблюдает весь мир.

Это, безусловно, «заслуга» предыдущей власти, когда назначения происходили не по государственным позициям, профессионализму и нравственности претендента, не на основании честных конкурсов с учетом общественного мнения, а через личную преданность, партийные квоты, торговлю портфелями, коррупционную суету вокруг ресурсов и финансовых потоков.

Однако должны констатировать: кадровая политика принципиально не изменилась. Нынешняя команда богата разве что на новые лица, в то же время бедна на профессионалов, опытных специалистов. Люди попадают во власть по-старому. Никакого внимания — предыдущему опыту, институционной памяти. Чехарду назначений меняет чехарда увольнений. Общий тренд государственного управления из-за этого — хаотичные, фрагментарные действия. Прибавим сюда ощутимое внешнее влияние.

Такая картина, по сути, угрожает самому существованию государства.

Есть еще одно слабое звено команды власти — ее отстраненность от людей, нехватка диалога со структурированным гражданским обществом, экспертами, специалистами. Именно такой стиль мы увидели при принятии Программы действий КМУ, законов, которые обеспечивали условия для работы малого бизнеса (РРО и кэшбек) — голосование состоялось, несмотря на все протесты и убедительную логику объединений предпринимателей.

Темой дня становятся второстепенные, иногда даже недостойные вещи, в то время как крайне важные с точки зрения интересов государства не замечаются или замалчиваются. Деиндустриализация, демографический кризис, трудовая миграция — именно эти проблемы вопиющие, по ним надо немедленно устраивать публичное обсуждение, принимать соответствующие государственные программы. Но об этом даже разговоры не ведутся. Страна бездумно тратит время, ресурсы, человеческую энергию на переваривание никчемных информационных волн о смс-переписках, хождении в Раде конвертов, секс-скандалах и т. п. И хотя не властью эти волны устроены, они ею не остановлены — и это недопустимо.

Страна стремительно теряет людей

Думаем, правительство просто недооценивает проблему отрицательной демографической динамики. Количество населения Украины за январь—сентябрь 2019 года, по данным Госстата, уменьшилось на 198 тыс. человек по сравнению с декабрем 2018 года. Сейчас на 100 умерших приходится 53 новорожденных. Вместе с высокими темпами трудовой миграции — до 9 млн наших сограждан ищут работу за границей — такое «обезлюдение» страны, которая защищает свою территориальную целостность и имеет множество задач по развитию собственной экономики, находится за пределами национальной безопасности.

Деловое сообщество несколько раз обращалось к власти прошлой каденции с просьбой рассмотреть развитие трудового потенциала страны и преодоление демографического кризиса, начать создание соответствующей комплексной стратегии.

Отсутствие ответа вынудило общественность действовать самостоятельно. Национальный форум «Трансформация Украины» создал Координационный совет Платформы Национальной стратегии здравоохранения страны, в который вошли ведущие представители медицинского сообщества Украины, профильных общественных объединений, АСМУ и др. Здесь приступили к разработке Национальной стратегии здравоохранения Украины и дорожной карты по ее реализации с учетом современных тенденций и рекомендаций ООН.

Тема сохранения трудового потенциала в стране обостряется с каждым днем, так как конкуренция на рынке труда растет, и наши соседи, Польша, Чехия, Венгрия, Германия, делают ставку на украинских мигрантов, упрощая у себя политику трудоустройства. Даже если в Украину будут поступать инвестиции, но не будет хватать кадров, экономика не заработает. Без благоприятного делового и инвестиционного климата, создания стимулов для предпринимательства в Украине попытки экономического реформирования обречены на поражение.

Мир: но какой ценой

У наших западных партнеров сейчас ощущается определенная «усталость» от Украины, ведь позиционирование государства на международной арене нечеткое и спонтанное. Хотя от нас ждали двух вещей: каковы наши приоритетные цели и стратегические планы и как государство само отстаивает свою независимость. И ЕС, и США вели бы себя иначе, если сталкивались бы не с растерянным государством, а наблюдали становление развитой и успешной Украины. Для этого необходимы программы сотрудничества, переформатирование отношений Украины и Запада, синергия системных действий.

Безусловно, стремление главы государства В. Зеленского добиться мира на Донбассе, включая проведение встречи президентов четырех стран в «нормандском формате» в Париже, вызывает уважение и поддержку. Договоренность об освобождении и обмене пленных по принципу «всех установленных на всех установленных» до конца года; об имплементации режима прекращения огня до конца 2019 г. — это, безусловно, положительные итоги сегодняшнего дня.

Не подлежит сомнению, что мир на Донбассе может быть установлен только политическим, дипломатическим путем. Но ситуация требует не только повторения мантр о безальтернативности минских соглашений, а четкого комплексного системного плана, который должно предъявить миру государство Украина. Нужен именно нормативно принятый документ — рассмотренный на заседании СНБОУ и утвержденный Указом Президента. Там, а не в Фейсбуке или Твиттере, должны быть четко зафиксированы «красные линии» — сначала контроль над границей со стороны украинских военных (это 408 км), обеспечение безопасности населения на оккупированных ныне территориях путем вывода оружия и вооруженных формирований, а только потом — проведение выборов. Другой последовательности быть не может.

Кроме того, упомянутый план должен содержать много других принципиальных моментов — решение социальных и гуманитарных вопросов для населения Донбасса, гарантии защиты прав и интересов украинцев, которые не по своей воле оказались на неконтролируемой территории, амнистия, восстановление экономики и социальной сферы Донбасса и т. д.
Должны помнить: все, что делается ради мира на Донбассе, должно не разъединять людей, не раскалывать страну на несколько лагерей, а способствовать единству и консолидированности украинского общества.

Диалог с людьми

Мы много раз останавливались на необходимости диалога власти и общества как залога успеха любых преобразований. И формой такого общения должен быть не только референдум. Существует много эффективных площадок, мы их упоминали, часть из них требует обновления, некоторые еще предстоит создать, и именно там отрабатывать предложения, инициативы, и вместе, в связке власти и общественности, экспертов воплощать их в жизнь. Честный диалог прибавит власти интеллектуального и организационного ресурса, обеспечит необходимую поддержку и мобилизацию сторонников, построит прочный мостик доверия между ней и людьми.

Страна находится в таком моменте своей истории, когда о полностью сформированной политике новой власти говорить рановато, но отдельные ее черты вызывают, к сожалению, большую тревогу. Очевиден уникальный шанс, которой ей выпал из-за огромной поддержки избирателей. Сейчас именно та минута, когда этот шанс можно сполна использовать, а можно и потерять, как это в нашей стране бывало уже не раз. Будем исходить из того, что, по крайней мере, у высшего руководства помыслы чистые. Но, чтобы не произошло, что благими намерениями вымощена дорога в ад, обновленная и профессиональная команда всей вертикали власти должна, не теряя времени, взяться за работу над собственными ошибками, осмыслить их, а затем — за подготовку современных стратегий и программ трансформации страны и ее экономики, чтобы эффективно и быстро реализовать их выполнение.

Президенту, парламенту, правительству, политикам, опираясь на структурированное гражданское общество, надо сосредоточиться на системной, серьезной, ответственной работе — за честную и профессиональную власть, за экономический подъем, за рост качества жизни людей.

Анатолий КИНАХ, Президент УСПП.