Европейские гранты, защита рынков, технические нюансы: что не знает украинский бизнес и что позволит ему удваивать экспорт в ЕС?

Facebook Поделиться
Европейские гранты, защита рынков, технические нюансы: что не знает украинский бизнес и что позволит ему удваивать экспорт в ЕС?

В Киеве прошел первый из ряда семинаров, организованных общественной организацией «Открытая Европа» - «Openeurope» (Литва) вместе с УСПП в рамках проекта укрепления сотрудничества и партнерства с бизнесом для достижения целей ООН в области устойчивого развития. Следующие запланированы в Херсоне (конец мая) и Житомире (середина июня). Проведение семинаров финансируется Министерством иностранных дел Литовской Республики и средствами европейской Программы развития сотрудничества и поддержки демократии.

Литовские и украинские эксперты говорят о бизнес-лайфхаках продвижения продукции и услуг на рынке Европы. Отдельной темой является обсуждение экологических требований ЕС к промышленному производству, сотрудничество с органами местного самоуправления и бизнес-структурами Украины для внедрения новейших технологий.

В рамках семинаров его участники - предприниматели, заинтересованные в экспорте производители - могут подробнее проконсультироваться с экспертами, а также посетить предприятия, которые готовятся экспортировать продукцию в ЕС.

Киевский семинар открыли посол Литовской Республики в Украине Марюс Януконис, президент УСПП Анатолий Кинах, народный депутат и вице-президент УСПП Леонид Козаченко, руководитель департамента промышленности Киевской городской администрации Вадим Фиоктистов.

Анатолий Кинах

Хочу особо подчеркнуть, что семинар является частью не только двустороннего сотрудничества с Литвой, но и нашей необратимой интеграции Украины в европейское, международное экономическое и политическое пространство. Это требует очень серьезных усилий, в первую очередь, от Украины по адаптации экономики, всех сфер жизнедеятельности общества к современным европейским стандартам, техническим регламентам. Поэтому для нас очень важен опыт Литвы как государства ЕС, опыт и литовского бизнеса, и системы государственно-частного партнерства.

Мы очень рады, что уровень сотрудничества последовательно растет, в том числе - благодаря усилиям и государственных структур, и активных двусторонних деловых советов Литва-Украина. Первый вице-президент УСПП господин Прохоров является сопредседателем делового совета со стороны Украины. Эта работа дает уже конкретные, прагматичные результаты. Как один из примеров: мы недавно были с господином Януконисом в Донецкой области, в Авдеевке. Там мы реализуем важный пилотный проект по формированию современной социальной инфраструктуры - модернизации школы №2 на базе ресурсов ЕС. И впервые за всю историю таких проектов участие в нем принимают негосударственные организации - чтобы придать проекту прозрачность, обеспечить адресность использования и получения эффективного результата. Этот проект является пилотным, но он даст нам возможность расширить масштабы.

Я хочу обратить внимание также, что на нашем семинаре ключевой есть политика устойчивого развития. Это комплекс качественных характеристик, стандартов жизни человека и развития экономики, начиная от защиты окружающей среды, экологических стандартов, энергосбережения, энергоэффективности и т.д., и заканчивая теми механизмами, которые необходимы для продвижения интересов экспортеров на внешних европейских рынках. Мы предоставляем особую роль также малому и среднему бизнесу, который в Европе формирует минимум 70% ВВП ЕС, является основой для наличия мощного среднего класса - гаранта демократии и платежеспособности.

Мы очень благодарны посольству Литвы, которое традиционно работает и с УСПП. И дело не только в семинарах. Официальные визиты руководства Литвы, Украины на уровне президентов у нас постоянно сопровождаются масштабными бизнес-форумами, где дискуссия опирается на политическую поддержку глав государств. Таким образом делается следующий шаг по развитию наших двусторонних отношений.

Литва является плацдармом, где мы не только набираемся опыта, но и из которого движемся в ЕС. Я уверен, что синергия возможностей Украины и опыта наших партнеров будет давать нужный всем нам результат.

Марюс Януконис

Я хочу еще раз поблагодарить УСПП за многолетнее сотрудничество и за те все совместные проекты, которые мы успешно реализуем, а также за проведение двусторонних бизнес-форумов, где участвовали и президенты двух стран, и другие высокопоставленные официальные лица. Также хочу поблагодарить и литовские бизнес-ассоциации, которые активно работают не только с центральной властью, центральными структурами, но и с регионами Украины. Недавно мы провели бизнес-форум в Полтаве. Поэтому действительно, наше сотрудничество с УСПП - это пример последовательного и прагматичного партнерства, которое продолжается, несмотря на смены правительств, президентов и политических сил обеих стран.

Мы рады, что Литва, литовское министерство иностранных дел смогло поддержать этот важный проект: проведение серии семинаров о партнерстве с бизнесом в достижении цели ООН по устойчивому развитию.

Для реализации договора об ассоциации Украина-ЕС ваша страна сейчас сосредоточила большие силы, и эту работу нужно продолжать. В Литве мы через это прошли, можем вам рассказать о своем опыте, который был нелегким, с ошибками и сложностями. Но именно для этого мы здесь и собираемся, чтобы делится. И я думаю, теперь, когда в мире происходят непростые процессы - и в нашем регионе, и в Европе, партнерство между государствами и бизнесом приобретает еще больше смысла. Именно роль ответственного бизнеса становится очень важной. Спасибо.

Леонид Козаченко

Конечно, главная задача не только нашей страны, а всех людей, всех стран, всех народов, живущих на нашей планете, это обеспечение устойчивого развития. Украина должна идти по этому пути, и очень важно изучать опыт тех стран, которые достигли наилучших результатов. Главные три направления - это экономическое развитие, социальная интеграция и экологическая безопасность. Но во главе этих трех направлений все же стоит именно экономическое развитие. Он дает нам возможность решать следующие два задания.

Украина имеет огромный потенциал для решения этой проблемы, к сожалению, мы его не используем. Так, главным ориентиром является ЕС, но путь наш долог. Мы специально посчитали: гармонизация законодательства в Литве происходила по сравнению с Украиной в 14 раз быстрее.

Нам не так уж и легко, и это следует понимать. В Литве, к примеру, не было таких сложностей, как война, такого уровня коррупции и экономических кризисов. Все это усложняет наш путь, но если мы хотим достичь цели, которая стоит перед нами - мы это сделаем.

Все услышанное сегодня я буду презентовать в дальнейшем с трибуны нашего законодательного органа.

Вадим Фиоктистов

Киев является достаточно мощным и большим кластером - как промышленным, так и предпринимательским. В Киеве зарегистрировано более 25% всех средних и малых предприятий Украины. Тот продукт, который ими производится, является весьма существенным. Мы находимся в постоянном контакте с общественными организациями, в том числе и с ТПП, УСПП, всегда стараемся прислушиваться к тем предложениям, которые бизнес озвучивает в области развития.

Совместно с Немецко-украинским фондом работает программа развития и поддержки среднего и мелкого предпринимательства путем частичного погашения процентной ставки по кредитам, что делает для предпринимателей более доступным получение финансового инструмента для реализации своих программ. В дальнейшем мы планируем расширение этого спектра помощи. Городская власть заинтересована в развитии бизнеса, предпринимательства, промышленности и прилагает максимум усилий, чтобы результат, на который мы нацелены в части устойчивого развития бизнеса, приносил существенные дивиденды как самому бизнесу, так и городу Киеву.

Эксперт по развитию экспорта ТПП Вильнюса Дейманте Вилчинскатей

Я постараюсь сделать краткий обзор, как мы можем помочь с литовской стороны и со стороны Вильнюсской ТПП украинскому малому и среднему бизнесу.

Если говорить о договоре об ассоциации Украина-ЕС, это возможность, которая открывает для малых и средних предприятий экспорт в страны ЕС. Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Украины, и на его долю пришлось более 40% внешнего товарооборота.

Украина является важным экономическим партнером для Литвы с огромным потенциалом для углубления взаимного сотрудничества. Украина также является вторым торговым партнером Литвы среди стран Восточного партнерства. И литовские компании готовы поделится опытом и ноу-хау в сфере модернизации и развития инфраструктуры, решений в области энергоэффективности, электронного правительства, электронных услуг и кибербезопасности. Так, Литва в Global cybersecurity index занимает уже четвертое место. У нас хороший опыт в этой сфере.

Последние данные экономических отношений между Литвой и Украиной: двусторонняя торговля в 2018 году составила более 1 млрд. евро, экспорт 870 млн. евро, импорт из Украины 245 млн. евро. Мы импортируем древесину, растительное масло, крупы, изделия из железа и стали, машины и механические устройства.

Целью договора об ассоциации Украины и ЕС является стимулирование торговли товарами и услугами между ЕС и Украиной. И Украина также приводит свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС, в отраслях, связанных с торговлей, таких как конкуренция, государственные закупки, упрощение таможенных и торговых процедур, защита прав интеллектуальной собственности и тому подобное. Малые и средние предприятия в Украине могут получить поддержку от ЕС - гранты.

Мы поддерживаем подписание соглашения об оценке и содействие снабжения промышленных продуктов из Украины. Еврокомиссия считает, что сейчас прогресса для подписания соглашения недостаточно, так как отсутствует доверие к Украине, и именно в этом мы стараемся помочь. Это соглашение будет способствовать упрощению процедур торговли и дальнейшей интеграции Украины в ЕС. Свободное перемещение товаров и людей возможно только на внутренних рынках ЕС, но с 2017 года вступил в силу безвизовый режим с Украиной.

В сфере таможенных процедур Украина стремится привести свое законодательство в соответствие с таможенным законодательством ЕС. К сожалению, прогресс в этой области ограничен, то же самое можно сказать и о связи между транзитными системами.

Постепенная ликвидация таможенных пошлин была одной из важнейших частей соглашения, и подавляющее большинство таможенных сборов было снято. Некоторые пошлины будут отменены от одного до 10 лет, а некоторые будут снижены или отменены полностью.

Таможенные тарифы для украинского экспортера можно найти на европейских сайтах. Украинский экспорт должен работать с базой данных тарифов.

Я немного расскажу о Вильнюсскую ТПП, что мы можем предложить бизнесу с Украиной. Мы более 500 членов из различных секторов бизнеса, предоставляем различные услуги для членов палаты в международном сотрудничестве, развития экспорта, обучении, повышении компетенции. Также активно участвуем в деятельности Литовско-украинского делового совета. В конце апреля ожидаем делегацию уже из Киева, которой будем помогать найти контакты с литовским бизнесом.

С другой стороны, изучаем интересы наших членов, которые хотят развивать партнерство с Украиной, реализуем деловые миссии в Украине. Как говорил посол, мы недавно провели бизнес-форум в Полтаве и планируем организовывать похожие миссии или форумы и в дальнейшем.

Перспективы развития бизнеса между Литвой и Украиной - это аутсорсинг услуг ЕС-Литва-Украина, ввоз рабочей силы из Украины в Литву, совместные проекты, инновации, научные разработки, стартапы, вывод украинского экспорта на рынок ЕС и на другие мировые экспортные рынки.

Елена Омельченко, партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры»

А знаете ли вы, что создание зоны свободной торговли, как и создание таможенного союза, является исключением из общих правил ВТО. А знаете ли вы, что региональные соглашения такого типа, как соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС - один из самых серьезных вызовов для ВТО сегодня?

Дело в том, что данная сделка действительно нарушает основной принцип ВТО – не дискриминации. Заключая соглашение о ЗСТ, стороны согласились, что она действительно будет давать реальную возможность углублять торговлю, либерализовать ее, но таким образом, чтобы не нарушать права третьих стран-членов ВТО.

Наша компания имеет очень большой список клиентов, которых мы обслуживаем именно в сфере торговой защиты. Это клиенты из разных сфер: почти все производители цементной отрасли, ферросплавные заводы, которые мы защищали в ЕС для недопущения закрытия рынка для наших производителей и тому подобное.

Первое, что мы должны понимать: любой экспортер, который продает свою продукцию на рынках ЕС или других стран, может попасть в ситуацию, когда ему придется защищать свое право на это.

Я хотела бы рассказать подробнее, когда страна может защищать свой рынок. Если посмотреть на общую тенденцию, то мы увидим, что количество соглашений о зоне свободной торговли в последнее время существенно увеличилось. Это подтверждает даже статистика ВТО. Например, в 1993 году было зафиксировано только 37 сделок, то уже к концу 2018 года в мире было 467 соглашений о ЗСТ. В ЕС 40 соглашений о ЗСТ, одна из них - наша. На втором месте находится ЕАСТ, она имеет 31 соглашение, одна из них - с Украины. Турция имеет 23 соглашения. И, как вы понимаете, все эти соглашения дают большие возможности.

Снижаются тарифы, в некоторых случаях - нетарифные барьеры. Сейчас региональные соглашения пошли дальше. Они предусматривают положения об интеллектуальной собственности, об устойчивом развитии, об экологии, права потребителей и тому подобное. Ранее такой тенденции не было, поэтому теперь страны могут защищать свой внутренний рынок, руководствуясь новыми нормами.

Так, в последнее время ЕС пытается отойти от использования пальмового масла в промышленности, ссылаясь на экологические моменты, чрезмерной вырубки леса для производства масла. Безусловно, Малайзия с этим не согласна, она является одним из основных производителей и экспортеров, в том числе в ЕС. Естественно, что Малайзия считает – за позицией ЕС стоит попытка защитить внутренний рынок и свой альтернативный продукт - масло рапса.

В украинской практике также есть такой громкий кейс, вы слышали, это лес-кругляк. В соглашении об ассоциации, в правилах ВТО является исключение в связи с национальной безопасностью и с экологией. Украина ввела мораторий на экспорт леса, то есть Европейский Союз видит с нашей стороны защиты внутреннего производителя, который использует этот товар в качестве сырья, и считает, что это является нарушением соглашения об ассоциации. И более того, ЕС пошел дальше, он пригласил консультации в рамках раздела об ассоциации по урегулированию споров. Это первый случай в ЕС, когда он использует механизм соглашения об ассоциации для урегулирования споров.

Я веду к тому, что нужно такое предвидеть. Возможно, Украина могла вводить такие ограничения, возможно, и сейчас Украина отстоит свои позиции в рамках данного спора. Но мы должны обращать внимание на такие нюансы заранее.

Как страны могут защищать свой рынок? Нетарифными методами, я сегодня говорила об экологии, это может быть сертификация и т.д. Но существует мнение, что, если страна является членом ВТО, то она не может защищать свой рынок путем тарифного регулирования. Это неправда.

Все обращают внимание исключительно на импортную пошлину. Но, кроме ввозной пошлины, существуют другие виды - антидемпинговые, компенсационные, защитные. Вид пошлины зависит от вас - экспортера, иностранного производителя. Почему? Потому что иногда иностранные производители, для того, чтобы выйти на новый рынок, прибегают к определенным хитростям: продажа товара по заниженным ценам по сравнению с ценой, которая есть на внутреннем рынке, и это будет фактом демпинга. В данном случае главное - вовремя остановится. Когда демпинговый импорт будет выявлен, как и его вред или угроза для промышленности страны, куда вы экспортируете свой товар, возникнут все основания применить антидемпинговую пошлину по конкретной компании или стране в целом.

Если речь идет о компенсационных пошлинах, то иногда компании прибегают к такой хитрости, как получение субсидий. Они бывают разные. Речь сейчас идет о запрещенных субсидиях, когда мы получаем, например, льготную цену на электроэнергию, газ, ископаемые, или государственный кредит на супервыгодных условиях и т.д. Это является основанием, чтобы применить компенсационные пошлины и тем самым закрыть рынок для вашего товара. Несмотря на то, что мы имеем соглашение об ассоциации, всегда по названным действиями обязательно будут последствия. И мы должны об этом знать и следить за ситуацией.

Если говорить о защитных мерах, то посмотрите, какая ситуация сейчас возникла на рынке алюминия и стали. ЕС недавно применил защитные пошлины по металлургической продукции. Под него попали все украинские предприятия, начиная от Интерпайпа, Метивеста и тому подобное. Разумеется, это вынужденные меры для ЕС, они были связаны с принятым решением США по алюминию и стали, которое было введено, к слову, учитывая соображения национальной безопасности.

И подводя уже итог, хочу сказать, что, если вы попали в такую ситуацию, то необходимо выяснить причины, а затем использовать этот замечательный, на мой взгляд, инструмент - УСПП, для того, чтобы донести свою позицию государственным органам. Я хочу вас заверить, что Минэкономразвития Украины имеет достаточные ресурсы для того, чтобы защитить украинского производителя. Министерство имеет даже государственное финансирование, чтобы привлекать международных юридических советников для защиты интересов в таких делах. Подобные споры будут решаться не за деньги бизнеса, а за деньги государства. Далеко не все предприятия знают об этом. Если не будет инициативы, то, естественно, никто не будет тратить государственные средства на вашу защиту.

Доктор технических наук Римантас Будрис (Литва)

Раньше, когда говорили о продукте, называли его качество и цену. Теперь все несколько сложнее: изготовление, логистика, утилизация и т.д. Сейчас, оценивая, хороший продукт или плохой, считают и упаковку, и стоимость ее утилизации.

Стандарты на изделия. Почти никто не выписывает, когда выводит товар на рынок ЕС, а это нужно делать. Кроме традиционных - цена, конкурентоспособность, соответствие законодательным актам и т.д., есть уже и другие: влияние на здоровье людей, животных, окружающую среду. И здесь тоже есть нюансы. Например, вы напишете, что влияния изделия на здоровье людей нет. Это неправильно, лучше сказать - «пока не установлено», мол, вы тестировали, искали, но ничего критичного не нашли.

Иногда надо объяснять, почему у вас неконкурентная цена. Вы должны найти причины: например, товар произведен из местного сырья, не было ее перевозки, а затем - загрязнение окружающей среды от логистических сообщений. Даже такие мелочи важны.

Главное сейчас - это жизненный цикл товара. Одна медицинская фирма в свое время давала «распоряжения» при производстве аппаратов для измерения давления закладывать их жизненный цикл на определенное количество измерений, а дальше он просто переставал работать. Так вот, сейчас такие штуки будут жестко наказываться. Поэтому теперь везде пишется ремонт возможен, замена отдельных агрегатов возможна.

Что вы еще можете задействовать? Такие факторы, как использование местных ресурсов, изменение климата, минимизация загрязнения атмосферы, водоемов, отсутствие микропластика и прочее.

Поясню некоторые вопросы, которые еще не утверждены, но из них готовятся новые директивы. Вот загрязнения водоемов. Уже долгие годы все мы старались создавать для водоочистки оборудования - чем лучше. Сейчас идет большая работа, и я как раз работаю над созданием новых биологических препаратов, служащих очистке стоков. Новая европейская тенденция, и уже готовятся директивы, на первом этапе выделяется 700 млн. евро, - это применение вторичной воды. Это новые возможности - например, для засушливых Одесской и Херсонской областей. Вода в очистных сооружениях дополнительно очищается специальной микрофлорой, реальная практика по массовом потреблении есть только в одной стране, Израиле. Но в следующем году Европа тоже переходит к повторному использованию воды.

Вот последняя новизна в ЕС - обращение с микропластиком. Все время мы говорили: надо создать пластик, который бы сам разлагался. Создали - в составе микропластик и крахмал. Теперь оказывается - разлагается только связное звено, крахмал, а микропластик попадает в почву и чрезвычайно вредно влияет на здоровье людей, животных, рыбы.

Хорошие аннотации к изделию: потребляет меньше электроэнергии (и данные, проценты), не влияет на воду, атмосферу, легко утилизируется (не создает отходов или создает 20-30% от массы изделия). Такое надо делать.

Стандартные технологии и метод производства. Если готовите, например, стол, мы можем писать, что это стандартная технология и метод производства. Раньше это казалось хорошим. Сейчас ЕС уже движется дальше: потребителя интересует лучшая доступная технология производства, они фиксируются в ЕС в Севильском комитете. Если вы можете сделать что-то хоть в одной части лучше, чем по доступной технологии, надо подчеркнуть: лучший технически возможный метод производства. Поняли суть дела? Ранее были рады, когда достигали общемирового стандарта, сейчас мы уже пытаемся найти лучшие доступные технологии или лучшие технически возможные технологии.

Требования к экологическим стандартам изменяются или дополняются в зависимости от политических условий. Так, иногда президент Трамп заявляет, что Парижские соглашения не действенны, в свою очередь было такое: Монреальский протокол, который большинство стран, включая вашу страну, выполнили на 100%, оказался не нужным. Это надо понимать в масштабе: то, что казалось для одних супернужны, оказывается для других губительным. Трудно отследить, но такие вопросы надо ставить.

Следующий семинар пройдет в Херсоне в конце мая. А уже через две недели - в июне - литовские и украинские эксперты будут консультировать бизнес в Житомире.