Годовщина мастабной войны рф против Украины: что с экономикой?

Facebook Поделиться
Годовщина мастабной войны рф против Украины: что с экономикой?

Война истощает ресурсы национальной экономики. В промышленности необратимые потери уже превысили 30%. Некоторые сектора пострадали значительно больше других - к примеру, горно-металлургический комплекс завершил 2022 год с падением в 70% как в производстве, так и экспорте.

Имеем падение ВВП в -30% и прогноз роста в текущем году только на 0,3% (обновленный прогноз от НБУ), что критически мало для восстановления. Конечно, многое зависит от того, насколько затянется война, а также насколько эффективно Украина будет внедрять реформы для того, чтобы приток инвестиций и иностранного капитала на национальный рынок был действительно масштабным в послевоенный период.

Эксперты оценивают прямые и косвенные убытки от войны в 600 млрд. долларов, то, что подсчитано конкретно - 138 млрд. долларов разрушений. Больше всего пострадала инфраструктура и производство.

Однако в целом украинская экономика, бизнес оказались очень адаптивными и смогли максимально минимизировать потери.

Какие общие тенденции в годовщину полномасштабной войны?

Кардинально изменились производственные цепочки на внутреннем рынке: часть предприятий была релоцирована (более 700 по состоянию на сегодня) в западные и центральные области. Однако эта программа не подходит для крупной промышленности, поэтому заводы в прифронтовых регионах - Харьковщина, Днепропетровщина и т.д. - работая под обстрелами или угрозой таковых, в условиях недавних блэкаутов - вынуждены были частично останавливать производство, что сказалось и на их финансовых показателях, и на бюджетных поступлениях. Мы уже не говорим об "Азовстали", Заводе им.Ильича в Мариуполе, разрушенных российскими оккупантами.

Безусловно изменилась экспортная логистика. Блокирование врагом морских портов Украины стало значительным испытанием для украинского экспорта, особенно АПК и горно-металлургического комплекса. До войны 75% товарооборота Украины осуществлялся через морские перевозки, это 120 млн тонн грузов ежегодно, до половины из которых - зерно. И если для аграриев все же заработал "зерновой коридор", то для металлургов ситуация критическая. Некоторую часть взяли на себя порты Дуная, железнодорожные перевозки через Польшу, Румынию и т.д., однако заблокированность морских путей для ГМК приводит к постепенной потере европейского и др. рынков (происходит замещение продукции игроками из Турции, КНР, Индии, Бразилии). Бюджет теряет до 600 млн. долларов ежемесячно.

Рынок труда продолжил свое сужение. За границу выехало более 7 млн. наших сограждан - с такими оценками соглашается и ООН. Преимущественно это женщины, дети, часть - пожилые люди. Однако в целом это молодые люди трудоспособного (или в ближайшей перспективе) возраста, 76% из которых имеют высшее образование, они активно адаптируются к социально-экономической жизни стран, которые их приняли. По некоторым секторам, где нужен именно квалифицированный персонал - в Украине ощущается определенная нехватка кадров. Поэтому нужны программы обучения/переобучения для ВПЛ (сейчас 6-7 млн), среди которых много - более 60% - людей потеряли работу, находятся на социальном обеспечении от государства. Это более широкое понятие, чем "армия безработных", потому что речь идет о подготовке востребованных на рынке Украины специальностей, которые будут хорошо оплачиваться и эта работа будет не на месяц-другой.

Значительно пострадала энергетика Украины. До 24 февраля украинская энергосистема была одной из крупнейших в Европе с мощностью генерации в 56ГВатт. 16 марта мы полностью интегрировались с системами ЕС. Однако осенью российские атаки по энергетической инфраструктуре Украины вызвали первый в истории нашей независимости (и за последние 100 лет вообще) блэкаут. Однако мы справились с этим вызовом, стабилизировав систему. Работают все 9 энергоблоков атомных электростанций, расположенных на подконтрольной Украине территории. Несмотря на кризис, видим хорошие перспективы для развития "зеленой" энергетики, в частности ветровой, солнечной, построение сети биометановых заводов. Здесь есть интерес иностранных инвесторов и уже проводится кропотливая работа украинских экспертов. Мы прогнозируем энергетический переход нашей системы. Сюда входит: сооружение модульных передвижных тепло-, газотурбинных установок, внедрение новых технологий при реконструкции теплоэлектростанций и тому подобное.

Большинство этих и других структурных изменений в экономике Украины определено войной. Все же некоторые тенденции закладывались еще раньше: это потребность в модернизации и перестройке энергетического сектора, который имел свои нюансы и требовал изменений, а также трудовая миграция.

Мы считаем значительным достижением сохранение устойчивости банковской системы в условиях войны. Это действительно помогло государству в целом, бизнесу, рядовым гражданам.

Также, несмотря на нехватку средств, сохранена программа "Доступные кредиты 5-7-9". Да, ее масштаб небольшой и не соответствует тому уровню финансового голода предприятий, который сейчас есть, однако кредитование сохранено.

Высоко оцениваем также действия дипломатии на международной арене. Были довольно неплохо налажены цепочки поставок внешней помощи: оборудование, топливо и т.п., успешно договорились об открытии и функционировании морского "зернового коридора".

Налажен беспошлинный экспорт в ЕС, есть такие же договоренности с Канадой и Великобританией.

Еще можем отметить как позитив реформу дерегуляции (упрощение условий для ведения бизнеса). Хотя в налоговой сфере все еще остается немало искусственно созданных проблем. Особенно в части регистрации налоговых накладных и возврата НДС. На это жалуется едва ли не половина бизнеса - 42%. УСПП работает с Государственной налоговой службой, обращая внимание на недопустимость блокировки НН. Результатом стало решение ряда конкретных кейсов, однако в целом проблема остается актуальной.

Прогноз НБУ - рост ВВП в 2023 году на 0,3% - консервирует стагнацию экономики, которая упала в прошлом году на 30%. Сохранение высокой учетной ставки на 2023 год на уровне 25% усложняет систему кредитования экономики, которая и так не соответствует вызовам военного времени. В ноябре кредитный портфель уменьшился аж на 16 млрд. гривен. Устойчивость банковской системы - задача, которая не должна быть оторвана от потребностей обеспечения устойчивости экономики. Поэтому как никогда важны совместные действия ВРУ, КМУ, НБУ по усовершенствованию валютно-курсовой, денежно-кредитной политики, стимулам для самозанятости, целевые действия по стратегическим отраслям промышленности.

Также релокация показала, что в Украине до сих пор нет экономической/производственной карты регионов.

Потому что часто предприятие не может оценить, удастся ли ему интегрироваться в экономику региона, есть ли там соответствующие производственные мощности, энергоресурсы, важна и социальная составляющая: есть ли на новом месте достаточное количество квалифицированных кадров и тому подобное.

Что необходимо делать в текущем, 2023 году?

Важно дополнить принятый на 2023 год госбюджет правительственным планом первоочередных мер в экономике. Бизнес должен понимать, что его будет ждать: в финансово-кредитной, налоговой, тарифной политике и тому подобное.

Первоочередно необходимо принятие закона "О промышленной политике", на его основе - отраслевых программ модернизации промышленности.

Украине очень важны изменения реформирования оборонно-промышленного комплекса на принципах ускоренного перехода на международные стандарты оружия и спецтехники. Ведь сейчас у нас в наличии очень высокий удельный вес оружия на основе стандартов НАТО, которое нужно поддерживать в боеспособном состоянии.

Пересмотр тарифной политики для производителей, промышленников в сторону сохранения существующих ставок и снижения тех, которые были повышены. Речь идет о повышенных в 2022 году тарифах на грузоперевозки УЗ аж на 70%, что негативно отразилось на ключевых экспортерах: ГМК и АПК.

Важным является продолжение возмещения НДС экспортерам. На фоне нехватки оборотных средств эти ресурсы поддержат производителей.

Налоговая реформа. Она не завершена, требуется снижение фискального бремени, в том числе на фонд оплаты труда, а также улучшение процессов администрирования налогов.

Принципиально важны также налоговые, кредитные стимулы для самозанятости, прозрачная система возмещения НДС, жесткое противодействие искусственному блокированию налоговых накладных, снижение административного давления через различные проверки.

Нужны эффективная судебная система и очень жесткая борьба с коррупцией. В последнее время мы наблюдали коррупционные скандалы и перестановки на таможне. Однако без реформы этого органа ситуация будет оставаться такой же плачевной - за последние годы сменилось 5-6 руководителей, а коррупция остается. Поэтому здесь нужен системный подход.

Украина должна активизировать работу над конкретной реализацией Плана восстановления, в частности, предложить ряд государственных программ (восстановление промышленности, строительства и т.д.). Здесь очень не хватает конкретики, и бизнес это беспокоит.

Пресс-служба УСПП