Дальнейшая интеграция секторов украинской экономики в общий рынок Европейского Союза является частью нашего евроинтеграционного плана и продолжением Соглашения об ассоциации, приобретения кандидатства, договоренностей о снятии таможенных и др. барьеров.
Прежде всего, как правильно отметил на Саммите Украина-ЕС президент В.Зеленский, должен быть план на ближайшие годы. Глава государства говорил о наличии такового на 2023-2024 гг., однако, по нашему мнению, имел скорее в виду план приближения законодательства и технических регламентов (что тоже очень важно).
Впрочем, еще больше работы лежит в сфере поддержки отечественной промышленности, производителей и экспортеров (чтобы было что потом интегрировать).
Наиболее тревожная ситуация в ГМК, где падение производства и экпорта за 2022 год составляет 70%. В этом году, если ничего не изменится в контексте поддержки государства, то падение углубится до -85% и мы перейдем исключительно на внутреннее потребление и потеряем мировые рынки. УСПП, Антикризисный штаб уже обращался по этому поводу к правительству и к Президенту. Нужно снизить тарифы на перевозки (в свое время УЗ подняла их аж на 70%), более системно работать с европейскими партнерами по пропускной способности таможни и европортов. Ведь только из-за дорогой логистики железорудные компании Украины потеряли рынок Китая, на который до войны поставлялось 40-45% украинского железорудного экспорта. Место украинской металлургии на мировых рынках занимают Турция, КНР, Индия, Бразилия. Если уже сейчас начать меры по спасению отечественного ГМК, то и тогда ему понадобится не менее 10 лет, чтобы восстановить свои позиции в мире.
Также важно, чтобы Украина и ЕС достигли договоренности о полном вытеснении российского металлопроката и руды с европейского рынка и замещении на украинский продукт. Российское ГМК не должно зарабатывать в ЕС и потом из этих средств финансироваться вражеский ВПК.
После начала войны украинским экспортерам пришлось перенаправлять грузы в морские порты ЕС, в частности в Румынию, Болгарию, Польшу, Германию. В результате среднее расстояние до порта отправления для украинских экспортеров выросло в 5 раз, а затраты на доставку в порт назначения выросли в среднем в 3-4 раза.
В целом мы видим, что морские порты ЕС имеют относительно небольшие мощности. Согласно оценкам участников рынка, они не имеют потенциала для обслуживания украинского экспорта. Морские порты ЕС не имеют достаточно свободных мощностей, они не могут принять все украинские грузы, что в том числе и вызывает очереди на границах Украины с ЕС.
На перспективу необходимо поднимать вопрос не только разблокирования порта Николаева и расширения "зернового коридора" на экспорт ГМК и других украинских товаров, но и совершенствовать маршруты через подвоз товаров в европейские порты и их способности обрабатывать запросы украинских контрагентов.
Налажен беспошлинный экспорт в ЕС, есть такие же договоренности с Канадой и Великобританией. Однако период, на который действуют договоренности, рано или поздно закончится и отечественной дипломатии нужно уже проводить работу по пролонгации таких преференций на следующий, желательно среднесрочный период (не 1 год).
С точки зрения международного сотрудничества, также необходимо добиваться гарантированного участия в европейском поле по закупке энергоносителей, европейских тендерах в целом. В контексте сложной ситуации в энергетике из-за постоянных российских атак, это дало бы определенную стабильность.
Но больше работы лежит в плоскости именно "домашних заданий". Мы не можем успешно интегрировать секторы экономики, которые находятся в глубоком кризисе. Мы уже говорили о ГМК, то же самое касается химической отрасли, машиностроения и так далее. Война истощает ресурсы национальной экономики. Разрушение производственных мощностей, трудности с экспортом, нехватка оборотных средств негативно влияют на промышленность. Необратимые потери здесь уже превысили 30%.
Для начала, необходимо принятие отраслевых программ модернизации промышленности, которые бы сопровождали бы План восстановления Украины, который презентовали в Лугано еще летом прошлого года. Если еще более комплексно - необходимо принятие закона "О промышленной политике", а также реформа ОПК, которая не закончена.
Для блага украинской экономики, переживающей значительное падение (-30% ВВП) стоит обратить внимание на банковскую систему, которая перестает кредитовать бизнес, производителей. После поднятия учетной ставки до +25% это особенно заметно. В ноябре кредитный портфель уменьшился аж на 16 млрд. гривен. Финучреждения утроили "инвестиции" в депозитные сертификаты НБУ и довели их до 470 млрд грн по состоянию на начало этого года. Национальный банк, в свою очередь, уплатил банкам 40 млрд. гривен доходов по сертификатам. Устойчивость банковской системы - задача, которая не должна быть оторвана от потребностей обеспечения устойчивости экономики. Большинство производителей, аграриев, промышленников испытывают значительный финансовый голод, испытывают нехватку оборотных средств.
Далее - налоговая реформа. Она не завершена, сейчас обсуждают различные концепции "10-10-10", кое-что готовится в Офисе президента и тому подобное. То, на чем мы настаиваем - это обязательное согласование и обсуждение реформы с представителями реального сектора экономики, экспертами - теми, кого она, собственно, и будет касаться. На наш взгляд, сейчас нужен прогрессивный подход в налогообложении. Некоторое снижение ЕСВ, но не полная отмена, поскольку есть большая нагрузка на расходы по социальным обязательствам. Снижение фискального бремени, в том числе на фонд оплаты труда, а также улучшение процессов администрирования налогов.
Принципиально важны также налоговые, кредитные стимулы для самозанятости, прозрачная система возмещения НДС, жесткое противодействие искусственному блокированию налоговых накладных, снижение административного давления через разнообразные проверки.
Нужны реформа судебной системы и очень жесткая борьба с коррупцией. Это едва ли не самое важное условие нашей дальнейшей интеграции в ЕС. В последнее время мы наблюдали коррупционные скандалы и перестановки на таможне. Однако без реформы этого органа ситуация будет оставаться такой же плачевной - за последние годы сменилось 5-6 руководителей, а коррупция остается. Поэтому здесь нужен системный подход.
Что можем отметить как позитив - так это реформу дерегуляции (упрощение условий для ведения бизнеса), немедленное восстановление, где это возможно, нанесенных разрушений, адаптивность экономики, местных общин, каждого домохозяйства к условиям длительной войны и поэтому - беспрецедентная гибкость экономики. Это те сильные стороны, на которые можем опираться в дальнейшей работе по укреплению нашей финансовой стабильности, дальнейшей интеграции с европейской экономикой.
Относительно задач для украинского бизнеса для того, чтобы успешно чувствовать себя на рынке ЕС.
Первое, это адаптация технических стандартов и регламентов, сертификация продукции и производства. Без этого, к сожалению, не только не будешь конкурентоспособным на европейском рынке - со временем, когда закончатся определенные преференции - даже не зайдешь на него. Поэтому эту работу нужно проводить уже сейчас. Если не хватает информации - обращайтесь в Украинский союз промышленников и предпринимателей, мы поможем консультацией.
Отдельно хотим выделить тему декарбонизации и вообще экологического подхода, на это в развитом мире обращают немалое внимание. Украина тоже взяла на себя обязательства стать климатически нейтральной уже через 35 лет, а до этого - внедрять меры по постепенному снижению выбросов углерода и тому подобное. Мы не будем дискутировать, насколько актуально в воюющей стране соблюдение налога на выбросы и т.д., однако этот тренд будет сохраняться и наращиваться в будущем. Итак, выбирайте энергоэффективные, "зеленые" технологии, если используете такие - не забывайте указывать это.