Опыт управления водным хозяйством Израиля

Facebook Поделиться
Опыт управления водным хозяйством Израиля

Уважаемые коллеги! Недавно в УСПП состоялся круглый стол «Опыт управления водным хозяйством Израиля, возможности двустороннего сотрудничества между украинскими и израильскими компаниями».

Опережая выставку и конференцию WATEC Israel 2019, которая состоится 18-21 ноября 2019р. в город Тель-Авив (Израиль) и на которую торгово-экономическая Миссия Государства Израиль в Украине приглашает бизнесменов и специалистов, предлагаем промышленникам и предпринимателям выступление начальника департамента Лицензирование и контроля водных сооружений, производства воды (водозабора), водоснабжение и очистных сооружений, Управление водных ресурсов министерства национальной инфраструктуре, энергетики и водоснабжения Израиля Григория Бернштейна.

 

Для меня очень ответственно представлять наше маленькое государство, поделится нашим скромным опытом.

Наше учреждение в его нынешнем виде было создано в 2006 году, когда слились различные правительственные организации. Самый его вариант был создан в 1959 году, и как это ни курьезно звучит, в прямом переводе он назывался водный комиссариат, а его директор - водный комиссар. Мы были одной из единиц министерств сельского хозяйства, крупнейшего потребителя природных водных ресурсов. С первого дня существования главной нашей целью было - питьевая вода каждому.

Годовое пополнения водных источников составило 1,2 млрд кубометров, а годовой объем водоснабжения – 2,3 млрд кубометров. Как эта математика работает, я расскажу чуть позже. Основная система водоснабжения была создана в 60-х годах прошлого века. На севере страны находятся основные источники воды, там и больше осадков, а главное водопотребления - в центре страны. На юге другие источники воды, в основном солоноватые грунтовые воды, поэтому был создан основной магистральный водопровод диаметром 108 дюймов, через который вода из Галилейского моря или озера Кинерет поступала на питьевые и сельскохозяйственные нужды. Развитие магистрального водопровода происходит за счет государственной компании, которая называется «Микорот», это основной игрок на арене водоснабжения в Израиле, ей принадлежит большинство скважин, она поставляет большое количество воды. Последние годы не вся вода производится ней, уже существуют на побережье Средиземного моря опреснительные установки.

В сельском хозяйстве на сегодняшний день меньше половины воды - это вода питьевого качества, она не всегда соответствует всем стандартам, но тем не менее - это натуральная вода хорошего качества. Вся остальная вода - это или еще одно использование очищенных сточных вод или использования солоноватых скважин для водоснабжения для определенных районов там, где это не приносит вреда почвы и там, где это позволяет выращивать определенный корзину сельскохозяйственных продуктов.

Основные природные водные ресурсы — это водоносные горизонты и восстановления природных ресурсов, примерно в среднем 1 млрд кубических метров. Магистральный водопровод на севере в последние годы работает очень мало, так как появились другие источники воды.

Израиль со всех сторон окружен пустынями. Распределение осадков на территории очень меняется, хотя речь идет о полоске земли длинной 200 км с севера на юг. Существуют экстремальные перепады осадков, часто бывают серии засушливых лет, как было в последние годы с 2014 до 2017гг. с приблизительным уровнем осадков 70%. В некоторых районах было даже 50%, именно в тех районах, которые должны способствовать пополнению озера Кинерет. Согласно климатическим прогнозам наших специалистов, такие процессы будут повторяться, и поэтому покрытие дефицита водного баланса - задача очень сложная.

Наша основная цель — это создание и поддержание жизнеспособного водного хозяйства. Это означает, что каждый гражданин, где бы он ни находился в стране, должен быть уверен, что он откроет кран и оттуда потечет вода, качество которой подходит ему для его целей, будь то бытовые нужды, сельскохозяйственное потребления или производственные дела. О каких бы расходы не было - нам необходимо провести воду и создать систему водоснабжения.

Водный закон был принят в 1959 году, до этого были декреты, заложили основу - о дренаже, об измерении воды, о контроле над водными скважинами. И это понятно, в засушливом климате проблемы воды стояли на повестке дня с самых первых дней существования государства. Водных скважин было мало, они были тогда в песчаных водных горизонтах и не очень глубокие, это было наследие английского мандата и надо было узаконить деятельность водопотребителей. Водный закон постановил: все водные ресурсы находятся в общественной собственности, не государственной и не частной. Управление водными ресурсами осуществляется государством, в частности, нашим заведением, и водные ресурсы включают все виды воды. Дождь, который собирается в каком-то месте, уже попадает под юрисдикцию водного закона. Иногда это тоже доходит до курьеза, но это лучше, чтобы искать, как избежать водного закона и разрабатывать водные ресурсы там, где это недопустимо. И каждый гражданин имеет право получать воду, как я уже сказал.

Государство должно сделать для этого все. Единственная область, в которой еще существует лимитирование воды согласно различным критериям, это сельское хозяйство, но и здесь речь идет только о том, что тариф на воду в сельском хозяйстве ниже, чем тариф на воду в городах и муниципальном хозяйстве, питьевую воду. Поэтому лимитирование — это чисто экономическое мероприятие, хотя история его основана на различных правилах, которые были еще в 60-х годах.

Как создать жизнеспособные водное хозяйство? Это повышение эффективности водопотребления, рост эффективности при переходе от дождевального орошения к капельному, которое примерно в два раза увеличило возможность использования воды для того же объема сельскохозяйственной продукции. Экономия в домашнем секторе, которую приходится поддерживать при высоких тарифах ... Хотя Израиль не «высыхает», воду надо экономить в любом случае, даже если можно выработать ее в неограниченном количестве.

Очистка воды из скважин, улучшения качества воды в подземных горизонтах и, естественно, повторное использование очищенных сточных вод - для этого примерно в конце 90-х годов было принято решение финансировать создание предприятий по очистке сточных вод, сделать более активными инвестиции правительства в эту область. Флагманом предприятий по использованию сточных вод является предприятие «Шавдан», центр страны вокруг Тель-Авива, где проживает большая часть населения Израиля. Примерно 140 млн кубических метров, в канализационной терминологии это немного больше, собирается на очистное сооружение, которое, надо сказать, не самая продвинутая, всего лишь вторичная обработка, после обработки вода распределяется над участками для инфильтрации и проникает в грунтовые воды. Вокруг этих полей расположено около 150 скважин, выкачивают эту воду вместе с небольшим процентом фоновой воды, и эта вода поступает в южную часть Израиля, где расположены значительные сельскохозяйственные площади. Это очень серьезный проект. Решение о его создании было принято в конце 80-х годов прошлого века. Существует немало критиков, потому что это все же занимает большую площадь, а есть цена земли для строительства, но тем не менее мы пока поддерживаем это предприятие, оно эксплуатируется компанией «Микорот».

Вместе с этим предприятием общий процент очищенных сточных вод примерно 90%. У нас нет постоянных потоков воды, наши реки в основном пересыхают, за исключением реки Иордан на севере страны. И еще несколько небольших рек тоже находятся на севере страны, и поэтому мы не можем себе позволить в реки, которые пересыхают, заливать воду такого качества, хотя существуют стандарты воды для того, чтобы ее при необходимости можно было направлять в реки. В море прямо мы тоже не можем этого себе позволить, так как мы подписали Барселонскую конвенцию, запрещающую направлять сточные воды любого качества в море.

Еще одна сфера, которая позволяет нам поддерживать жизнеспособные хозяйство - это опреснения солоноватой воды из скважин, опреснения морской воды. В скважинах соленость воды, скажем так, превышает норму на питьевой воде от 800 до 2000 мг хлоридов на литр, в основном технология — это обратный осмосис. Установки создаются вблизи скважин, и это позволяет заливать воду в основную систему. Есть опреснительные установки на побережье моря. Хотя в море воды много, но создать такие установки непросто. Во-первых, у нас не так много берегов, кроме того, на берегу, как правило, уже существуют те или иные инженерные сооружения, которые не позволяют размещать установки свободно, особенно если учесть, что они требуют большого количества электроэнергии и должны быть привязанны к электростанции.

В Израиле существует общий расчет всех тарифов. Все инвестиции на развитие воды питьевого качества подпадают под единый водный тариф. Есть две области, куда государство вкладывает живые деньги — это улучшение водоочистных сооружений и строительство новых предприятий, а также помощь ассоциациям сельского хозяйства для поливов.

Вододобыча и водоснабжения всегда сопровождается измерением воды и, в частности, наше заведение создало систему дистанционного измерения воды, которая работает на частных водозаборных сооружениях. Вся информация каждый час поступает в контрольный центр, все известно до литра.

Все решения принимаются одним круглым столом, наш генеральный директор является председателем совета, в совете есть представители общественности, представители тех государственных учреждений, с которыми мы сотрудничаем.

Независимо от того, где находится гражданин, в каком городе он живет, корпорация или мелкая ассоциация ему поставляет воду, он платит одинаковый тариф. В домашнем водопользования существует двухступенчатая тарифная система 3,5 кубических метров в месяц на человека — это низкий тариф, сверх этого - высокий тариф.

Несколько слов о новых технологиях. Программа «Ньютек», предложенная выставкой «Вотек» - одна из них. Существует система вложений в инновации. Наше предприятие тоже поддерживает различные разработки в этой области. Иногда государство становится инициатором разработок, тогда возникают проекты, когда около 60% дает государство, около 20% - инициатор и остальные 20% приходят из водной корпорации. Вот пример - обнаружения утечек воды при помощи акустики, сигналы передаются с разных точек в контрольный центр, там обрабатываются и соответственно принимаются меры для устранения. В частности, в Иерусалиме установлено 2700 таких точек. Другой пример - биологическая очистка воды от нитратов. Известно, что нитраты не позволяют использовать грунтовые воды в водоснабжении. Биологическая очистка по сравнению с обратным осмосисом удаляет остаточный раствор.

Важная вещь - устройство для измерения параметров жидкости в канализационных магистралях в городе. В старых районах городов существует такая проблема, когда дренажные системы подключены к системам сбора канализации, и это, естественно, создает слишком большую нагрузку и на сам трубопровод, на коллекторы, и на очистное сооружение. Когда существует постоянный мониторинг, он позволяет определить, где расход резко увеличилась, это сигнал, что в этом месте есть пиратская деятельность, кто-то подключился. Если есть флуктуация, можно взять пробу и узнать, кто нарушитель.

Очень важна система, которая используется в чрезвычайных ситуациях водоснабжения в результате военных действий, землетрясений, пожаров и т.д. Можно в течение часа-двух ее установить, и люди, вместо того чтобы ходить за водой с ведрами, получают одноразовые контейнеры.

Система должна знать о проникновении через пожарные гидранты - мы должны быть уверены, что туда не проникли нежелательные элементы, не произошло отравление. Это тоже регулируется специальным устройством.

Системы автоматического дистанционного измерения потребления воды очень распространены в Израиле, я имею в виду не обычные счетчики, а маленькие двухдюймовым счетчики. Их устанавливают в местах с 70-90 тыс. населения, в небольших поселениях. Они очень эффективно определяют утечки воды. Система отличная, никого не надо посылать считывать счетчик. Благодаря этому, кстати, экономия населением воды в городах очень возросла.

Огромная часть нашей работы - борьба с промышленными стоками в городские сети. Для тех предприятий, которые сливают вредные элементы, платежи повышены. Это регуляция относительно новая. Система работает, мониторинг ведут и городские корпорации по водоснабжению и сами предприятия.

Вообще в Израиле существует такой принцип - кто загрязняет, тот и платит. Конечно, никто не ищет тех, кто испачкали грунт или грунтовые воды 50 лет назад, но, если это было 10-20 лет назад, а теперь ты собрался на этой земле что-то строить, придется потратить много денег на очистку земли и грунтовых вод.

Рассчитана формула для вычисления оплат с повышенной загрязненности. Ее разработали наши экономисты вместе со специалистами по качеству воды. В конечном итоге есть несколько групп «грязных» элементов, которые могут повлиять на работу водоочистных сооружений, и из разных групп потребителей-производителей берут повышенные тарифы, которые бывают очень серьезными.

Так работает система производства воды, которая основана на полном мониторинге, утвержденном министерством национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения и министерством охраны окружающей среды.