Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП по вопросам налоговой политики
С 12.03.2020 г. с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, Кабинетом Министров Украины установлен карантин, который уже в третий раз продолжается решениями правительства.
На время действия карантина постановлением КМУ от 11.03.2020 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» правительством введены профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, в том числе по установлению временных ограничений прав и дополнительных обязанностей физических и юридических лиц.
Ограниченные права на занятие почти всеми видами предпринимательской деятельности, что негативно повлияло на общую экономическую ситуацию в стране и на благосостояние граждан. Поэтому уже в начале апреля указанное постановление стало предметом обжалования в судах.
И на это есть причины.
Вопросы экономической безопасности стоят очень остро. Негативные факторы, такие как безработица, причинение убытков, потеря рынков сбыта, невозможность продолжения предпринимательской деятельности, ухудшение макроэкономических показателей (падение ВВП, безработица), стали настоящим вызовом для Украины, с которым власть пытается справиться.
На фоне остановки деятельности многих предприятий и предпринимателей, преимущественно представителей малого бизнеса, ряд предприятий имели возможность продолжить деятельность вопреки запретов, что нарушило принцип равных конкурентных условий ведения бизнеса и создало основания для дискриминации (для одних штрафы и остановки деятельности, для других - возможность использования конкурентных преимуществ и сверхприбылей).
Это послужило основанием для проведения целого ряда акций протеста представителей малого бизнеса, который требовал равные условия для всех и снятия ограничений по праву работать.
Вскоре обещают ослабление карантинных мероприятий для предприятий оптовой и розничной торговли непродовольственными товарами, салонов красоты, открытых площадок заведений общественного питания.
Но эффективны ли попытки властей защитить экономику страны?
Снятие ограничений по ряду видов деятельности тем не менее не дало ответ на главный вопрос - вопрос логистики, остается одним из важнейшим для возобновления работы предприятий и предпринимателей, для запуска экономики.
При проведении карантинных мероприятий был принят ряд законов и нормативных актов, направленных на поддержку бизнеса, среди которых:
- Закон Украины от 17.03.2020 года № 533-IX "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (действует с 17.03.2020 г.)
- Закон Украины от 17.03.2020 года № 530-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (действует с 18.03.2020 г.)
- Закон Украины от 31.03.2020 года № 540-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» (действует с 02.04.2020 г.)
- Постановление КМУ от 20.03.2020 г. № 224 «Об утверждении перечня лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID -19), которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины и операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» (действует с 21.03.2020 г.)
- Постановление КМУ от 08.04.2020 г. № 271 о внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины (действует с 15.04.2020 г.).
Указанные нормативно-правовые акты предусматривают освобождение от ряда штрафных санкций в сфере налогообложения и взимания ЕСВ, мораторий на проведение документальных и фактических проверок, освобождение от начисления и уплаты платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, освобождение ФЛП от обязанности начисления и уплаты ЕСВ за себя, введение льгот по НДС и пошлины в отношении лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), изменения в законодательство о труде в части гибкого режима работы, дистанционной работы, получения выплат по безработице, в связи с потерей нетрудоспособности, возможности работодателей отправить работников без сохранения заработной платы.
Кроме этого, были расширены программы кредитной поддержки малого бизнеса, в частности «Доступные кредиты 5-7-9».
Однако оказались ли такие меры достаточными?
Во-первых, принятые изменения в налоговое законодательство содержат целый ряд коллизий и противоречий, которые пока отрегулированы информационными письмами ГНС Украины, не имеют какой-либо юридической силы.
На сегодняшний день позиция налоговиков лояльной для плательщиков, но ситуация требует как минимум издание обобщающей налоговой консультации или получения индивидуальных налоговых консультаций каждым отдельным плательщиком.
Кроме этого, изменения в законодательство не решают основных вопросов, которые беспокоят бизнес:
- уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда наемных работников
- замена налога на прибыль налогом на выведен капитал;
- введение пониженных ставок налогообложения НДС-операций поставки товаров социального назначения на постоянной основе;
- освобождение от уплаты единого налога для упрощенцев;
- продолжение моратория на проверки налогоплательщиков после завершения карантина;
- отмена общей фискализации расчетных операций (отмена законов № 128, 129);
- обеспечение бизнеса беспроцентными кредитами без гарантий и залогов.
Все эти изменения крайне необходимы на фоне развития и реализации стратегии и программ инновационного развития страны, призванных «запустить» экономику в это сложное время.
На сегодня подготовлен и принят за основу в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно дополнительной поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусные болезни (COVID-19)» (регистрационный номер 3329-д). К сожалению, он не содержит кардинальных мер поддержки бизнеса, а есть только является откликом на продолжение правительством карантина.
Так, указанным законопроектом предусматриваются сроки:
1. погашения налоговых векселей - по девяностые календарный день со дня принятия постановления КМУ относительно восстановления международных авиационных перевозок в Украине;
2. освобождение от штрафных санкций и пени в сфере налогообложения и начисления и уплаты ЕСВ - по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID- 19)
3. установление моратория на проведение документальных и фактических проверок по вопросам налогов и ЕСВ - по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19 )
4. приостановления течения сроков:
- сроков давности, предусмотренных ст. 102 Налогового кодекса Украины;
- в части процедуры административного обжалования, установленных ст. 56 НКУ, по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
- о предоставлении контролирующими органами индивидуальных налоговых консультаций в письменной форме налогоплательщикам (ст.ст. 52-53 НКУ);
- о предоставлении налогоплательщиками ответов на запросы контролирующих органов (ст 73 и 78 НКУ).
С 1 июля 2020 ход вышеупомянутых сроков продолжается с учетом времени, прошедшего в такой остановке;
5. предприниматели дополнительно освобождаются от уплаты ЕСВ «за себя» за май.
Кроме этого, планируется перенести сроки раскрытия эмитентами ценных бумаг промежуточной информации (в том числе промежуточной финансовой отчетности) в I квартале 2020 года.
Раскрытие промежуточной информации в I квартале 2020 должно состояться не позднее даты раскрытия годовой информации за 2019, то есть в течение пяти рабочих дней после даты проведения общего собрания акционеров по результатам 2019 (сроки проведения годового общего собрания по результатам 2019 и сроки раскрытия годовой информации было разрешено перенести предварительным изменениями в законодательство законом № 540).
Остается только призвать правительство и ВРУ обеспечить более действенную поддержку не просто бизнесу, а экономике страны.
Решительные реформы не могут больше откладываться. Время для кардинальных перемен настало.