Потери сельского хозяйства Украины от войны составляют более 35 млрд.долл., но за 10 лет мы можем удвоить производство

Facebook Поделиться
Потери сельского хозяйства Украины от войны составляют более 35 млрд.долл., но за 10 лет мы можем удвоить производство

В этом году будет засеяно на четверть меньше площадей, а удобрений вносится в 2-3 раза меньше, чем в ЕС или США, средств защиты растений - тоже втрое меньше. Это негативно отражается на показателях урожайности.

Значительно пострадала мясо-молочная отрасль: сократилось поголовье крупного рогатого скота, птицы, свиней и т.д.

Более 5 млн га сельскохозяйственных угодий заминировано, уничтожено более 5 миллионов кур и 250 тысяч свиней, более 100 тысяч коров, сотни логистических сооружений и более 2000 единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.

Несмотря на все это, в Украине вполне реально в течение ближайших 10 лет удвоить урожайность зерновых и масличных до 150 млн. тонн. Каким образом достичь такой масштабной задачи мы поговорили с президентом Аграрной конфедерации Украины Леонидом Козаченко. Эксперт выступил спикером на онлайн-семинаре по продовольственной безопасности, организованного в рамках проекта ООРУ и Международной организации труда "Устойчивость бизнеса во время войны".

- Какова ситуация сейчас в АПК, роль Украины на международном рынке агропродукции?

- Мы реально производим много продукции, при этом не потребляем и 20% от нее. Именно поэтому Украина экспортоориентированная страна в секторе АПК, является важным игроком на международной арене. Благодаря чему это удается? Во-первых, 25% мировых запасов чернозема у нас. Во-вторых, исторически так сложилось, что в аграрной сфере украинцы развивались веками, имеют и опыт, и соответствующие знания. Как-то, выступая в Канаде перед фермерами, меня попросили говорить на украинском: оказалось, что большая часть присутствующих в зале были выходцами из Украины.

Это все дало возможность достичь неплохих результатов. Мы являемся лидером по поставкам подсолнечного масла (среднегодовой объем 5,6 млн. тонн на сумму около 6 млрд.дол США), занимаем 2-3 место в рейтинге экспортеров зерна (среднегодовой объем 60 млн. тонн на сумму около 22 млрд.дол. США). Входим в топ 10 производителей и экспортеров зерновых и масличных культур, в топ 30 производителей и экспортеров сырьевой продукции животного происхождения.

При этом по экспорту продовольствия (сырье и продукты его переработки на сумму всего 24,2 млрд. долл. США в среднем за последние 5 лет) Украина занимает лишь 25 место в мировом рейтинге с площадью пахотных земель 33,4 млн.га. Нидерланды же с площадью земельных угодий в 4,5 раза меньше (всего 7,57 млн. га) имеют экспорт продовольствия на сумму $ 108,4 млрд. долл. США и занимают 2 место в мировом рейтинге по данному показателю.

Причиной этому, кроме собственно войны и масштабов разрушений, является недостаточное внесение удобрений и средств защиты растений, хроническая нехватка средств у фермеров, производителей мяса и молока, недостаточность знаний о возможностях переработки.

- Что нужно делать, чтобы максимально использовать имеющийся у нас потенциал?

- Я уже сказал, что мы перешли отметку производство 100 млн. тонн зерна по итогам 2021 года. Но еще лет 10 назад мы имели дискуссию с учеными, какой на самом деле у нас потенциал: сравнивали урожайность с той, что в США, Европе и тому подобное. Мы отставали по этому показателю. В последнее время мир пошел вперед по генетическому улучшению таких культур как пшеница, кукуруза, масличные и тому подобное. В данном направлении следует двигаться и нам. Поэтому при реализации на 90% генетического потенциала зерновых и масличных культур (увеличение посевных площадей до 35 млн га, соблюдение требований ротации культур, минимизации потерь при уборке урожая с использованием современных технических средств) возможно получить урожай зерновых и масличных культур около 150 млн тонн. Реальной является возможность наращивания производства молока до 25 млн. тонн и мяса до 8 млн. тонн в год.

Почему этого не было раньше? У нас не хватало средств на внесение достаточного количества минеральных удобрений по сравнению с Евросоюзом, не было большого количества современной техники. Хотя по отдельным направлениям - таким как диджитализация процессов, мы иногда и лидируем. Поэтому если мы найдем финансовые ресурсы для развития, то выйдем на указанные выше показатели. Для этих задач необходимо привлечь в агропродовольственный сектор экономики 80 млрд. долл США для инвестирования. Главное - получить производителям доступ к среднесрочным - 5-10 лет - кредитам. Это позволит углубить переработку.

- Каким образом война ограничивает эти инициативы?

- Прежде всего масштабами нанесенных разрушений: в АПК эта сумма исчисляется в 35 млрд. долларов. Уничтожены сотни тысяч коров, свиней, птицы, 25% сельскохозяйственных угодий фактически непригодны пока для сева: заминированы, загрязнены или вообще нуждаются в рекультивации. Более 5 млн. га земель заминировано. И российская агрессия же продолжается. Поэтому самое важное - это победа и вернуть то, что у нас было до начала войны. Но параллельно уже нужно создавать стратегию на ближайшие 10 лет, что нам нужно делать в АПК.

- Каково Ваше видение?

- Самая большая проблема заключается в том, что мы преимущественно экспортировали сырье, не перерабатывая его. Однако будущее АПК - за переработкой. Например, из кукурузы можно получить до 30 различных продуктов. В Украине эта сфера практически не реализована. Пока мы лидируем по сырью на международных рынках, то по продуктам переработки занимаем 25 место в мировых рейтингах, а должны занимать 2-3. Сравнивая с Нидерландами, которые имеют площадь сельскохозяйственных угодий, вчетверо меньшую, чем Украина, при этом получают прибыль втрое больше, чем Украина.

Поэтому самое важное, что нам нужно сделать - в следующие 10 лет утроить валовое производство продуктов переработки в сельском хозяйстве.

Отдельные инвестиции в переработку могут окупиться уже за полгода, другие - за 5-10 лет максимум. Необходимо решение проблемы нехватки финансового ресурса: усилить кредитование, строить инвестиционные фонды и тому подобное.

С чего начать? Возместить субъектам хозяйствования агропродовольственного сектора экономики потери, понесенные в результате войны; обеспечить свободный доступ к средне и долгосрочным инвестиционным финансовым ресурсам; разминировать сельскохозяйственные угодья и участки на которых размещены морские и сухопутные логистические объекты; разработать и утвердить четкую стратегию развития агропродовольственного сектора экономики и конкретную и прозрачную программу ее реализации на следующие 10 лет. При этом четко сформировать неизменную вертикаль государственного управления, фискальную и монетарную политику, вопросы дерегуляции и государственного контроля, которые коррелируются с практикой введенной Европейским Союзом.

- Вы отметили о необходимости не менее 80 млрд. долларов инвестиций. В какие конкретно сектора или технологии необходимо вкладывать больше всего, а где ситуация более-менее хорошая?

- В растениеводство следует привлечь до 8 млрд. долл. США, это даст тот валовой урожай в 150 млн. тонн, о которых я говорил ранее. В садоводство - до 2,5 млрд.дол. США. Важным вопросом является ирригация и орошение. Пока мы не так страдаем от нехватки влаги, как многие страны мира, но глобальное потепление вносит свои коррективы и этот фактор необходимо учитывать. В данный сектор я предлагал бы направить до 7 млрд. долл. США. В тепличное хозяйство надо привлечь до 3 млрд.дол и значительно увеличить его. К примеру, если сравнивать с Польшей, то у нас втрое меньше площади теплиц. В животноводство необходимо привлечь до 18 млрд. долл. и тогда мы сможем существенно увеличить производство молока и мяса. Например, выпуск молока довести с 10 млн. тонн в год до 15 млн. тонн, мяса - с 7 млн. тонн до 10 млн. тонн.

- Говоря о переработке, на чем именно рекомендуете сосредоточиться?

- Если я остановлюсь даже на одном направлении, скажем кукуруза, то мне и дня не хватит, чтобы рассказать обо всех технологиях, которые существуют в ее переработке. Это более 30 видов продукции, которую можно получить: этанол, масло, крахмал, сахарные сиропы, составляющие для производства комбикормов, крупы, мука, лизин, биогаз. Например, лецитин (липиды), который сейчас нужен для производства вакцины, прежде всего против коронавируса. Его дефицит в мире настолько велик, что окупаемость инвестиций здесь была бы 1,5 месяца, хотя начальные инвестиции достаточно существенные.

- Украина имеет какие-то собственные достижения/разработки?

- Да, мы первые в мире разработали такое программное обеспечение, позволяющее управлять процессами, называется PRCM. Этот продукт позволяет учитывать в производстве ценовые котировки на тот или иной продукт переработки, поэтому вы можете скорректировать то, какой именно продукт выпускаете и в каких объемах. Например, стоимость биоэтанола растет вверх и вам стоит 20% инвестировать сюда, а крахмал (гипотетически) падает, поэтому его надо меньше производить.

Будущее не только за переработкой, но и умными технологиями управления производством.

Подробнее с мыслями других спикеров семинара относительно механизмов повышения продовольственной безопасности Украины вы можете ознакомиться на сайте проекта по адресу http://ooruprojects.com.ua/.

Беседовала Ирина Куцюк, руководитель пресс-службы Украинского союза промышленников и предпринимателей, руководитель информационного направления проекта