Там, где есть диалог власти и бизнеса, есть шанс найти сбалансированное решение на системном, профессиональном уровне в интересах общества и государства

Facebook Поделиться
Там, где есть диалог власти и бизнеса, есть шанс найти сбалансированное решение на системном, профессиональном уровне в интересах общества и государства

Доклад председателя Антикризисного совета общественных организаций, президента УСПП Анатолия Кинаха на расширенном заседании АРГО, правлении УСПП 15.11.19

Участники заседания, уважаемые члены правления УСПП! Не только в формате заседание Антикризисного совета общественных организаций Украины, а и на таких общегосударственных форумах, как Национальный форум «Трансформация Украины», мы неоднократно подчеркивали, что Украине жестко необходимо менять качество системы власти. В первую очередь - в направлении усиления государственности и профессионализма, на основе консолидированных усилий государства и всего общества, с учетом баланса национальных интересов Украины, сотрудничества с нашими международными партнерами. У нас есть возможность после завершения очередного политического ответственного периода сделать некоторые выводы.

На сегодняшний день у нас есть материалы, которые формируют основные тенденции, имеющие принципиальное значение в развитии экономики, общества и государства. Это, в первую очередь, программа деятельности КМУ в комплексе с проектом Государственного бюджета Украины на 2020 год. Все цифры, показатели, которые мы объявляем на наших заседаниях, имеют официальный формат.

К сожалению, уже практически четвертый месяц мы наблюдаем отрицательную динамику в показателях развития промышленности Украины (машиностроения, перерабатывающей промышленности). Индекс роста промышленности - минус 0.6, а в таких отраслях, как материалы, авиастроение, падение гораздо больше. Рост фиксируется в тех отраслях, которые сегодня мы называем локомотивами экономики, это АПК, который имеет этот период плюс 6% и горно-металлургический комплекс. По сути, эта тенденция создает беспрецедентную угрозу с точки зрения нашего будущего, потому что Украина превращается в государство с сырьевой экономикой, теряя интеллектуальные, высокотехнологичные, с высокой добавленной стоимостью отрасли, включая сферу переработки в АПК.

По АПК хотел бы обратить внимание на такую тенденцию. За первые 6 месяцев года процент убыточных предприятий в АПК составил 44,8%. За аналогичный период 2018 таких предприятий было 11%. То есть несмотря на рост валовых показателей, финансовые показатели отрасли резко ухудшаются. Здесь много факторов, начиная со стоимости кредитных ресурсов и заканчивая искусственной ревальвацией гривны за счет спекулятивного капитала, который хлынул в Украине, в связи с чем аграрии вынуждены обеспечивать свой агроцикл импортной составляющей, платить валютой (только по фактору искусственной ревальвации гривны аграрии потеряли, по нашим подсчетам, миллиарды и миллиарды гривен).

Или взять показатель роста, которым можно было бы гордиться в других условиях — это рост розничного товарооборота на 11,4%. Но мы изучив структуру показателя, поймем увеличился не объем потребления, а цены и тарифы. Среднестатистическая семья направляет свой бюджет на текущее потребление, на физическое существование. Если, например, в Европе средний процент расходов из семейного бюджета на ЖКХ и продукты питания составляет где-то 32-35%, то у нас иногда подходит 70-75%. Это показатель беспрецедентного уровня бедности, и это подтверждает последняя статистика европейских структур. Они сделали исследование не только в ЕС, а по всей Европе, это около 43 государств, и Украина в этом рейтинге платежеспособности граждан занимает последнее место. Эти тенденции создают для нас огромный риск с точки зрения условий развития. Там, где нет платежеспособного спроса, платежеспособного внутреннего рынка, бесполезно мечтать о привлечении инвестиций и о стимулах для производства конкурентоспособной продукции и услуг.

Что происходит на сегодняшний день в финансовой и банковской сфере. Беспрецедентную тревогу вызывает, что мы слышим от нового формата власти постоянные мантры, что приоритетом номер один для президента и правительства является независимость НБУ. Никто не спорит. Никто не призывает к грубому вмешательству, но давайте вспомним, что роль НБУ в экономическом росте беспрецедентно велика. И, кстати, эти функции зафиксированы в положении о Федеральной резервной системе, о Центральном европейском банке: одной из главных функций главного банка страны является содействие созданию хорошего бизнес-климата и создание новых рабочих мест. А в Украине НБУ способствует углублению экономического кризиса! За период с января текущего года по ноябрь правительство выходит на внутренний финансовый рынок с облигациями внутреннего государственного займа с доходной частью облигаций 15-20%, затыкая дыры в бюджете. Найдите мне коммерческий банк, который возьмется кредитовать агрария, машиностроителя, когда его административными методами заставляют покупать пакеты облигаций, когда он без рисков, без каких-либо проблем с залогами ждет календарной даты, чтобы 15 или 20% упали ему на счет. Именно таким образом только с начала года с внутреннего рынка извлекли минимум 100 млрд грн. Значительную часть - так называемые нерезиденты, хотя там есть наши «родные» олигархи. Мы знаем, как они это делают. 4 млрд. долл. инвестировали в этом году в облигации внутреннего государственного займа. Это создало огромную проблему спекулятивной финансовой пирамиды. Только конъюнктура изменится, а это произойдет обязательно, я не хочу комментировать, что дальше будет с финансовой системой государства. Ни одной мысли, даже на декларативном уровне, постепенного приближения к цивилизованным условиям кредитования производителя, предпринимателя, малого бизнеса.

Месяц назад КМУ, НБУ при участии президента подписали меморандум - супердекларативный документ. Мы будем просить вас поддержать отдельное заявление, которое стыкуется с так называемыми ВВП варантами. Помните реструктуризации государственного долга по формуле госпожи Яресько, на тот момент министра финансов Украины, где мы по сути стали заложниками экономического роста? В случае роста экономики Украины больше на 3-4% необходимо будет оплатить за 3,5 млрд. долл. реструктуризации минимум 14 млрд. Недопустимые условия! Однако, кроме декларативной фиксации, никаких действий, по существу, меморандум не предлагает. А вопрос идет уже не о развитии, вопрос идет о финансовой безопасности государства.

Вынужденный также в очередной раз обратить внимание на проблему демографического кризиса и беспрецедентной потери трудовых ресурсов. Вот официальные данные. За 9 месяцев текущего года на 53 младенцы приходится в среднем 100 смертей. За 9 месяцев мы потеряли 178 тыс украинских граждан. Есть такой коэффициент жизненности Павловского, это международный показатель, который как раз сформирован на соотношении младенцев и умерших. Предел — это единица, когда количество младенцев и умерших более или менее равны. Ниже — это угроза национальной демографической безопасности. У нас этот коэффициент - 0,53. Приведите хотя бы один пример, уже в новом формате власти, что бы кто-то эту тему сформулировал как одну из важнейших? Я, к сожалению, не слышал.

 По трудовой миграции - официальные данные КМУ, за последний год полтора миллиона украинских граждан покинули государство в поисках средств существования за рубежом. Далее видим, насколько возрастает конкуренция на рынке труда в Европе. С первого января 2020г. либерализует рынок труда Германия, где социальные стандарты в три-четыре раза выше, чем в Польше. Словаки, поляки аналогично совершенствуют стимулы. У нас тишина. Я не хочу напоминать, сколько раз мы давали предложения перейти к формированию серьезной комплексной государственной программы сохранения развития трудового потенциала, начиная с системы профтехобразования и заканчивая миграционной политикой, стимулами и т.д.

 Эта тема становится еще более актуальной с учетом вот каких тенденций. За последний год по данным Давосского форума мы потеряли две позиции. По показателям конкурентоспособности Украина была восемьдесят третей, стала 85-м государством в мире. И что еще хуже, это 104 место среди 141 государства по эффективности государственных институтов власти, то есть по эффективности государственного управления. То есть, тенденции деградации институтов власти больно чувствуем не только мы, а весь мир.

Такие параметры, безусловно, сложились не за год и не за два. Мы имели большую надежду, что новый формат власти, исходя из объективной диагностики, будет вместе с гражданским обществом делать все, чтобы сформировать более высокий уровень качества государственной системы по всем параметрам, включая профессионализм, наличие программного системного подхода. Мы должны понимать наши приоритеты, чтобы сконцентрировать интеллект, ресурсы, кадры на правильном направлении. Мы ожидали, что так и будет, на этапе подготовки Программы деятельности КМУ я лично передал премьер-министру Гончарук наши наработки со всеми приложениями. К сожалению, в знаменитом турборежиме парламентом была утверждена именно упомянутая программа. Но более несистемного, более декларативного документа трудно вспомнить за весь период развития нашего независимого государства. Цели - правильные, но декларативные, механизмы и инструменты достижения - большой знак вопроса.

Хотели бы еще раз обратить внимание правительства, мы готовы предоставить свою поддержку, у нас есть Программа экономического патриотизма, Новая индустриальная стратегия Украины. Мы готовы помочь серьезно поработать над детализацией, адресностью, этапами того, что заложено в Программе деятельности Кабмина. Мы понимаем, совершенно нет оснований для дискуссий по выходу на высокий темп, как зафиксировано в программе - 40% роста ВВП за 5 лет, в среднем 8 в год. Или кто будет отказываться от того, чтобы достичь 50 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций за 5 лет? Это то, что для Украины крайне необходимо!!! Но какие механизмы, системные программные действия, какие этапы? К сожалению, опять же большой знак вопроса.

Несколько слов о государственном бюджете. Он, безусловно, очень сложный. Обязательства Украины по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга с учетом гарантированного - около 438 млрд. грн., на оборону расходы около 246 млрд. Эти два сектора в государственном бюджете составляют около 60% доходной части. Итак, о развитии речи не идет, такие направления, как дороги, строительство инфраструктуры - на это предусмотрено очень мало.

Бюджет очень рискованный с точки зрения консервационных кризиса. Прогноз ВВП на 2020 год уже в редакции ко второму чтению - 3,7%-3,8%. Спрашивается, а где же 8 процентов, которые заложены в среднем в год в программе правительства? Этот вопрос для нас имеет самое большое значение, оно требует очень четкой высокопрофессиональной й и комплексной работы правительства, парламента и президента! Откуда они должны взяться, эти 8%?

 В программе деятельности КМУ мы не нашли слов «промышленность», «приоритеты индустриально-инновационного развития» и другие. То есть - идем по очень опасному тренда создания сырьевой структуры экономики. Сегодня 70% экспорта — это сырье и тенденции текущего года подтверждают, что сырьевой сектор увеличивается. Однако известно, что сырьевая экономика никогда не создаст того миллиона новых рабочих мест, о которых продекларировано в Программе деятельности Кабинета. Когда государство не будет иметь промышленной, индустриальной, инновационной политики, рабочих мест будет мало, и они будут низкого качества. Это знает весь мир, это подтверждает опыт других стран. Без модернизации, без развития современного конкурентоспособного производства с высокой добавленной стоимостью и интеллектуальной составляющей у нас нет будущего, в том числе с точки зрения сохранения нашего трудового человеческого потенциала.

Зафиксировано, что с 2016 года в стране не построено ни одного самолета, отрасль кораблестроения в глубоком кризисе, и знаменитый «корвет», который был шансом для Украины сохранить себя как кораблестроительное государство, замороженный, и при таком отношении власти не имеет перспективы. Я уже не говорю о ракетно-космическом комплексе, транспортном машиностроение и др. И это в условиях, когда моральный и физический износ активов основных фондов в Украине в среднем по отраслям подходит 70%, а в подвижном составе Укрзализныци - 90%. Еще необходимы аргументы, чтобы государство поняло, насколько серьезно необходимо задействовать наш потенциал при разумной локализации производства, формировать четкие программные действия по соответствующим направлениям индустриального развития, модернизации? Безусловно, на условиях государственно-частного партнерства, так как такие проблемы нельзя решить за счет бюджета. Необходимо создавать условия как для национального капитала, так и для наших партнеров, которые готовы инвестировать в Украину.

О малом и среднем бизнесе. Удивляюсь, насколько непонятное отношение к малому бизнесу, к микробизнесу, ибо то, что сегодня происходит в свете уже принятых законов, на декларативном уровне направленные на уменьшение теневого секторе экономики, а по сути углубляют силовое давление на малый бизнес, создают огромные условия для коррупции, особенно в контексте механизмов так называемого «стукачества» на предпринимателей, это просто беспрецедентные вещи. Мы направляли в профильный комитет массу предложений, однако реакция близка к нулю. Разве не понятно, что в условиях трудовой миграции, проблем с занятостью и самозанятостью необходимо действовать наоборот - снять все барьеры, создать условия, чтобы человек не шел на биржу труда или за социальной помощью к государству, а за счет своего ума, рук формировал одно, два, три рабочих места и таким образом обеспечивал свое существование и еще давал немного государству? В этой части мы будем продолжать борьбу.

Думаю, сейчас нет поводов для дискуссии с точки зрения стратегической цели, что в Украине должен существовать современный, прозрачный, цивилизованный рынок земли. Однако это непростой процесс, он требует отдельной программы с профессиональными оценками, научным сопровождением, технико-экономическим анализом, пониманием этапов, расходов. Этого нет, что и создает огромную тревогу. На сегодняшний день распространяется такой термин - неоколониализм, когда государства попадают в тиски транснациональных корпораций из-за потери главного национального ресурса - земли. И нет необходимости завоевывать это государство, формировать статус колонии, она уже работает под жестким внешним управлением в направлении, которое не отвечает национальным интересам. Примеров здесь очень много и в Америке, и в Европе.

 Поэтому наше основное требование не изменилось. Перед тем как ставить целью ввести земельную реформу, разрешить приватизацию земли, сформируйте конкретную государственную программу перехода от отмены моратория до начала функционирования рынка земли со всеми составляющими, в том числе законодательно-нормативными. Только по Земельному кодексу необходимо принять пару десятков законодательных актов, а есть еще необходимость завершения кадастра, инвентаризации, аудита, стоимостных оценок, определения границ объединенных территориальных общин, генеральные планы развития городов. Важнейшая проблема - четкое отношение к нерезидентам, потому что они по платежеспособности в десятки раз превышают наши возможности, даже по стоимости кредитных ресурсов. И это должна быть серьезная, научно обоснованная системная программа, с этапами и результатами, которые нам необходимо добиваться. Этого нет. Поэтому мы абсолютно поддерживаем ту обеспокоенность, которая сегодня существует среди крестьян, в народе с точки зрения очередного турборежима по отношению к украинской земле. Надеюсь, что вместе, объединяя усилия, мы направим земельную реформу в сторону национальных интересов государства и украинского народа.

Нам надо подумать, как нам выйти на новый уровень диалога, потому что несмотря на декларации, что все решения будут приниматься с участием общества, пока мы не чувствуем это. И речь даже идет не о референдуме, а о текущей работе. На сегодняшний день отменен Национальный комитет по промышленному развитию. Есть намерения ликвидировать Совет предпринимателей при КМУ, проект такого постановления уже сформирован и гуляет ведомствами. Четвертый год не работает Национальный трехсторонний социально-экономический совет, хотя это предусмотрено международными соглашениями, которые ратифицированы Украиной в рамках социального диалога «правительство, работодатели, профсоюзы». Работодатели со своей стороны вынуждены были выйти из НТСЕР, там грубо нарушались принципы диалога прошлым правительством, но и сейчас нет активности. Буквально на днях профсоюза вынуждены были временно выйти из формирования фонда социального страхования, потому что сейчас хотят внести проект закона, где будет монополия государства. Совершенствование диалога - тема, с которой мы будем работать очень серьезно, не предполагая нивелирования и уничтожения тех составляющих, которые трудно восстанавливались за все годы независимости. И хотел бы в очередной раз напомнить тем, кто не понимает, что в условиях серьезных вызовов, когда мы одновременно защищаем свою территориальную целостность, цивилизационный выбор и имеем огромное количество системных кризисных явлений, диалог для Украины — это как подушка безопасности. Там, где есть диалог, там есть шанс найти цивилизованное, сбалансированное решение на системном, профессиональном уровне в интересах общества и государства. Там, где нет диалога, проблема не исчезает, но потом она решается совсем другими технологиями, которые угрожают не только экономике, но существованию государства Украина.

Мы поборемся за диалог и будем формировать его таким образом, чтобы он был равноправный, с высокой взаимно ответственностью сторон. Другого варианта с точки зрения развития, формирования нового качества системы, достижения необходимых результатов, но в принципиальных, очень серьезных условиях просто не существует. Только так необходимо действовать с учетом высокой ответственности сторон государства и общества.