Виктор Скаршевский, вице-президент УСПП
20 января 2020
В 2019 году гривна по отношению к доллару укрепилась на 14% – с 27,5 грн/$ на начало года до 23,8 грн/$ на конец 2019 года.
Укрепление гривны в 2019 было вызвано не фундаментальными факторами – увеличением притока прямых иностранных инвестиций и экспорта высокотехнологичных товаров – а спекулятивными (нерезиденты завели в Украину $4,3 млрд для покупки сверхдоходных гривневых ОВГЗ) и внешними факторами, такими, как погода (рекордный урожай и экспорт зерновых плюс $2,5 млрд по отношению к 2018г.), снижение цен на импортный газ (экономия $400 млн), увеличение поступлений от «заробитчан» (на $800 млн).
Это означает, что в случае потери интереса нерезидентов к украинскому рынку ОВГЗ (независимо от причины – мировой финансовый кризис, снижение доходности, политический кризис и т.п.), неблагоприятной погоды, дальнейшего ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары и товары с низкой добавленной стоимостью (как, например, на рынке металлургической продукции) динамика укрепления гривны может легко поменять направление, и возобновится девальвация. Другими словами, резкое укрепление гривны носит временный и неустойчивый характер.
Более того, резкое укрепление гривны привело к существенным потерям экспортеров, заробитчан, бюджета и всех украинских налогоплательщиков на общую сумму порядка $5 млрд. Кстати, эта сумма потерь сопоставима с суммой ожидаемой кредитной программы МВФ – $5,5 млрд на 3 года, которую, даже в случае согласования, Украина, исходя из практики реализации предыдущих программ, вряд ли получит в полном объеме (средняя выборка средств от 10 предыдущих программ с МВФ составляет всего 42%).
Итак.
Во-первых, из-за резкого укрепления гривны в 2019 году украинские экспортеры потеряли выручку порядка $3-3,5 млрд. Чистые потери экспортеров, за вычетом потребляемого ими импорта, составили порядка $2-2,5 млрд. Кроме этого, с июня 2019 года, объемы промышленного производства стремительно сокращаются, достигнув пика падения в ноябре 2019 года – минус 7,5% к ноябрю 2018.
Во-вторых, по данным Нацбанка, за январь-сентябрь 2019 заробитчане перевели в Украину на 7,3% больше (на $596 млн), чем за аналогичный период 2018 года. Ожидаемые поступления от заробитчан за весь 2019 год – порядка $12 млрд, что означает увеличение на $0,8 млрд. В гривневом эквиваленте из-за укрепления гривны заробитчане недополучили порядка 24 млрд грн или $1 млрд.
В-третьих, в 2019 году бюджет от таможни недополучил 32,6 млрд. грн. Укрепление гривны объясняет падение таможенных платежей на сумму 25,2 млрд. грн. или почти $1 млрд.
В-четвертых, кроме этого, приток валюты от нерезидентов в гривневые ОВГЗ в сумме $4,3 млрд при средней ставке размещения под 16,93% годовых – это порядка $700 млн. за проценты в год, выплачиваемых из госбюджета, т.е. за счет средств налогоплательщиков.
В-пятых, если Нацбанк и правительство не переориентируют свою политику с интересов нерезидентов-спекулянтов на стимулирование развития промышленности, прежде всего, экспорта высокотехнологической продукции, мы постоянно будем подсчитывать убытки то от резкой ревальвации, то от резкой девальвации.
Ведь такова судьба всех малых открытых, сырьевых, аграрных, деиндустриализированных и монополизированных экономик (зависящих от мировых сырьевых циклов), каковой, к сожалению, является и украинская.