Gazeta.ua // Одобрение концепции развития авиапрома дает шанс возродить серийное строительство самолетов в Украине - эксперты

Facebook Поделиться

Кабмин одобрил Концепцию Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы, которая была подана Минстратегпромом. Это первая за последние 10 лет государственная программа в области. Выполнение последней было завершено в 2010 году. Как сообщается в концепции, "с 2016 года не было ни одного серийного самолета, сборочное производство стало убыточным". После ликвидации в 2014 году Министерства промполитики в Украине не было органа, который отвечал за стратегическое развитие самолетостроительной отрасли. В 2015 году профильные предприятия были включены в ГК Укроборонпром, результатом сотрудничества стало падение производства и рост задолженности на большинстве предприятий.

О восстановлении органа центральной власти, который будет отвечать за развитие стратегических отраслей промышленности, в частности оборонной и авиакосмической, речь шла уже давно. Процесс создания министерства, которое возьмет на себя ответственность за высокотехнологичные сферы, обсуждался как в органах государственной власти - президентом и СНБО, так и среди промышленников и экспертов отрасли. С инициативой создания такого органа исполнительной власти выступали Федерация работодателей Украины, Федерация профсоюзов, УСПП и другие.

Ситуация, когда ответственность за ОПК и авиакосмическую сферу была распылена между ведомствами, заместителем министра экономики и ГК Укроборонпромом, привела к системному кризису авиакосмической отрасли, где задействованы десятки предприятий и тысячи людей с уникальным опытом и квалификацией. Представители профсоюзов и трудовых коллективов обвиняют в упадке, в первую очередь, ГК Укроборонпром, забрасывая им непрофессионализм и корыстные интересы, и оценивая попытку создать наблюдательный совет предприятия как попытку удержаться у "потоков" ГП Антонов.

"После вхождения авиационных предприятий в "Укроборонпром" в 2015 году прошло 5 лет. И помощь от "Укроборонпрома" - нулевая. Главной задачей "Укроборонпрома" стало лишь взятия средств с предприятий, которые хоть как-то зарабатывают. "Антонов" исправно платит налоги государству, зарплаты рабочим. И все знают какие зарплаты представителям "Укроборонпрома" платят. Если рабочие "Антонова" получают в среднем 10-15 тысяч грн, укроборонпромовцы получают по 200-300-400 тысяч гривен. Это же нонсенс ", - отмечает советник президента ГП Антонов, командир первого экипажа самого большого в мире самолета Ан-225 "Мрия", Герой Украины Александр Галуненко.

"Почему за границей после корпоратизации все предприятия работают, развиваются, как тот же "Боинг" или "Еирбас"? И ничего не воруют. А все наблюдательные советы, которые у нас приходят - разворовывают. Мы сейчас строим для Перу новый самолет АН-178 по заказу "Укроборонпрома" - за свой счет. Нам ни копейки никто не дал", - возмущается председатель профсоюза ГП "Антонов" Виктор Гусь.

На созданное летом Минстратегпром, которое возглавил вицепремьер - министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский, авиастроители возлагают надежды на восстановление отрасли. Ассоциация "Укравиапром", Объединение организаций работодателей авиационной промышленности Украины и Профсоюз авиастроителей Украины обратились к властям с просьбой передать ГП "Антонов" и другие предприятия авиастроения из сферы управления "Укроборонпрома" в Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности. Подачу Минстратегпромом концепции развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы на рассмотрение Кабмина в области поддерживают, говоря о том, что государство впервые за последние почти 10 лет обратило внимание на отрасль.

"Во времена, когда Украина получила независимость, руководители страны утверждали план развития авиационной промышленности страны и акт его выполнения. Сейчас руководство государства пошло на такой шаг, чтобы создать министерство стратегической промышленности, и передать в его ведомство авиационную отрасль. Я оцениваю этот шаг как правильный. И если не будут мешать передаче предприятий из ведения "Укроборонпрома" этому министерству - то, может быть, мы вырулим из этой ямы", - отмечает Галуненко.