СЕРГЕЙ САВЧУК, исполнительный директор ГК "Клиар Энерджи", экс-глава Госэнергоэффективности
Энергетическая система Украины переживает кризис. При этом уже сейчас одновременно генерация и потребления энергии помогает европейским странам преодолеть вызовы новой энергетической эры.
Украинское правительство планирует к 2050 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Цель безусловно положительная, однако есть определенные предостережения относительно этого.
Несмотря на существенные положительные результаты в виде 4,9 млрд евро привлеченных инвестиций за последние 5 лет в "зеленые" проекты, украинская энергетика сейчас переживает кризис.
Для профильного сообщества не секрет, что наша энергетическая система не готова к стремительному развитию сферы ВИЭ.
Одна из причин - отсутствие законодательной базы для формирования рынка балансирующих мощностей.
Фактически, это ставит в неудобное положение государство, которое "зеленым тарифом" гарантирует производителям покрытия производства, но не всегда может использовать всю сгенерированную энергию.
Для того, чтобы перейти в так называемую "новую энергетическую реальность", нам нужно эффективнее работать над изменениями законодательства. Не успела Украина полностью имплементировать требования Третьего энергопакета, как "европейский поезд" отправился еще дальше.
Европейская комиссия предложила к рассмотрению масштабную сборник законов под красноречивым названием "Чистая энергия для всех европейцев", в народе - Четвертый энергопакет.
Что он предусматривает? Одним из основных нововведений является введение института энергетических просьюмер (от англ. Consumer + producer).
Он предусматривает переход от централизованных энергетических систем в систему распределенной генерации, где домохозяйства, кооперативы и бизнес превращаются в участников рынка и имеют возможность генерировать, хранить и использовать для собственного потребления электроэнергии из возобновляемых источников.
В контексте Украины с ее негибкой энергосистемой идеально было бы развивать именно просьюмер, которые производят и потребляют энергию одновременно.
Параллельно необходимо ввести стимулирующее законодательство, которое позволит им устанавливать системы аккумулирования энергии.
От этого выиграют все - как собственно просьюмер, так и в целом энергетическая система, которая станет более гибкой и стабильной.
Почему быть просьюмер выгодно? Ответ очевиден. Это хорошая возможность генерировать энергию для собственных нужд, при этом и зарабатывать - продавая остатки в сеть.
Самое интересное, что для небольших систем аккумулирования может подойти даже электромобиль.
Например, электромобиль, стоит в гараже, может отдавать энергию в сеть, когда это нужно, или забирать ее излишки.
Имеющаяся законодательная база не позволяет нам этого делать. Нужны масштабные законодательные изменения и техническая способность это реализовать.
Важным аспектом является развитие зеленых енергокооперативив, фактически могут разрушить многолетнюю монополию на рынке энергетики.
Их суть очень проста: потребители объединяются в кооператив, инвестируют собственные или кредитные средства в определенный "зеленый" энергетический проект и почти полностью отстраняются от системы централизованного распределения энергии.
Именно энергетические кооперативы будут формировать будущую энергетическую карту ЕС, там этот процесс уже начался.
Только в Германии насчитывается около 5000 кооперативов и их количество будет расти и дальше.
Основной задачей сейчас является дальнейшее осовременивание украинского энергетического законодательства, желательно уже с учетом норм запланированного Четвертого энергопакета.
В частности, в части введения института энергетических просьюмер. Уверен, что бизнес готов этому всячески содействовать.