Подготовка современных специалистов – неотложное дело работодателей энергетической отрасли

Facebook Поделиться
Подготовка современных специалистов – неотложное дело  работодателей энергетической отрасли

Виктор Каплун, доктор технических наук, директор Учебно-научного института энергетики, автоматики и энергосбережения Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, вице-президент УСПП по вопросам энергосбережения и управления энергоэффективностью.

На апрельском заседании Антикризисного совета общественных организаций Украины и Правления УСПП речь шла о проблеме качества кадрового потенциала в ключевых сферах экономики. Имея немалый опыт работы в области высшего образования и будучи директором Учебно-научного института энергетики, автоматики и энергосбережения НУБП, хочу высказать несколько важных мыслей.

Система высшего образования переживает в настоящее время значительные трансформации, которые касаются создания новых образовательных программ, моделей процесса обучения, практической подготовки будущих специалистов. В мире меняется взгляд на требования высшего образования и переподготовки персонала – актуальными становятся НЕ столько знания, сколько развитые компетентности для использования информационной среды, умение адаптивно перестраиваться в зависимости от потребностей производства и изменений рынка труда.

Однако современный процесс подготовки будущих специалистов в большинстве случаев все еще отражает классический подход, не ориентирован на возможность построения индивидуальной образовательной траектории. Основная причина заключается в том, что научно-педагогический персонал учреждений высшего образования учился в традиционных условиях и не готов (а может, и не умеет) менять свой стиль преподавания.

Новая концепция профессиональной многоуровневой подготовки должна делать акцент на узкоспециализированные учебные программы, диктуя другие требования ко всей системе образования.

 Вспомним, что основой решения социально-экономических проблем в Украине является переход к модели устойчивого развития, под которым мы понимаем регулируемый процесс безопасного использования природно-ресурсного потенциала в долгосрочной перспективе. Хотя пандемия коронавируса изменила глобальные приоритеты, мы не можем отложить преодоление  климатического кризиса. Украинские предприятия нуждаются в повышении конкурентоспособности, и такое приходится делать в условиях постоянного роста тарифов и дестабилизирующего влияния этих процессов на социальную сферу страны. Остро встали требования повышения энергоэффективности, формирования привлекательного рынка сбыта технологий и оборудования для сферы энергосбережения.

В то же время именно рост энергоэффективности,  инновационного пути развития экономики и является бесспорной основой конкурентоспособности промышленных предприятий. Как фактор инновационного развития, энергоэффективность представляет собой координационную и финансовую взаимосвязь административных, законодательных, научно-технических мероприятий, которые в результате обеспечивают общий социально-экономический эффект. Энергоэффективность является важным экономическим фактором влияния на рентабельность производства путем снижения затрат на энергоносители, техническое обслуживание и модернизацию оборудования.

Украина как член Энергетического сообщества взяла на себя обязательства внедрения на всех уровнях требований директив Европейского парламента и Совета ЕС для повышения энергетической эффективности во всех сферах экономики. Опыт европейских стран показывает, что внедрение современной политики энергоэффективности требует изменений на уровне управленческих решений, стимулирует развитие современной нормативно-методической подготовки специалистов в этой сфере.

 Сегодня во многих ЗВО Украины открыты образовательно-профессиональные программы по подготовке и повышению квалификации специалистов в сфере энергосбережения и энергоэффективности. В то же время анализ этого опыта демонстрирует необходимость новых  личностно-ориентированных подходов для обеспечения качества такого обучения. Становится очевидной необходимость формировать адаптивный принцип образовательных программ в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Одним из наиболее перспективных путей здесь является обмен опытом и устранение пробелов внедрения современных стандартов, создание и реализация соответствующих образовательных программ. Бизнес уже давно остро испытывает дефицит молодых специалистов технических специальностей и отмечает несоответствие уровня их подготовки требованиям рынка. Кроме того, по некоторым дефицитным специальностям происходит еще и критическое уменьшение желающих учиться за снижения престижности таких профессий.

Исправить ситуацию призван эксперимент по внедрению дуальной формы обучения, который находит все больший интерес среди работодателей. Бизнес получил возможность формировать свой кадровый резерв из студентов еще на этапе их обучения, в том числе – технических специальностей. Работодатели соглашаются, что соискатели должны получать глубокие теоретические знания и практические навыки еще во время учебы в высшем учебном заведении.  Они также отмечают, что хотели бы иметь возможность влияния на содержание образовательных программ, и не только в части вариативной составляющей.

Сейчас в Украине в качестве эксперимента применяют две модели дуальной формы обучения – модель с интегрированной практической подготовкой и с интегрированной профессиональной деятельностью. Первая модель предполагает сочетание обучения в вузе  и на предприятии. Вторая модель разработана для совмещения учебы в вузе и на предприятии для тех, кто уже частично получил профессиональное  высшее или первое высшее образование, работает на предприятии и желает продолжить обучение по своему профилю или профилю, определенному  предприятием.

Посоветуем работодателям применять такие мотивационные механизмы для тех, кто учится по дуальной модели или собирается это делать: выплату заработной платы соискателям за фактически отработанное время на предприятии (периоды обучения на рабочем месте), назначение стимулирующих стипендий лучшим студентам за успешное теоретическое обучение и активное участие в прохождении производственной практики на предприятиях, оплату стоимости обучения соискателя на контрактной основе в учебном заведении. Все эти механизмы могут быть реализованы на практике путем заключения трехстороннего договора между работодателем, учебным заведением и соискателем.

Работодатели участвуют в работе квалификационных комиссий, защите курсовых работ и дипломных проектов. В течение первого и второго курсов соискатели имеют возможность посещать предприятия как базу практики, экспериментальную базу или в рамках мероприятий по профориентации.

Безусловно, дуальность как методологическая характеристика высшего образования предусматривает более тесный и содержательный уровень взаимодействия образовательной и производственной сферы, устойчивые и эффективные коммуникации сторон. Тезис о том, что в университетах много теории, но мало практики, часто звучит как ключевой лозунг против образования. Это сказывается на посещении студентами пар и отношении их к и  процессу.

Работодатели определяют свой перечень рисков, которые могут влиять на дуальную форму обучения: карантин из-за COVID-19, отсутствие должной квалификации профессорско-преподавательского состава и адаптивного формирования учебных планов для персональной образовательной траектории.

Как можно избавиться от этих и других угроз? Только успешными примерами организации дуальной формы обучения и их эффективными результатами, широкой оглаской их  в студенческой, предпринимательской среде, в средствах массовой информации, формирование в обществе устойчивого положительного отношения к  «дуализму» в процессе образования.

Опыт внедрения дуальной формы обучения успешно реализуется в Учебно-научном институте энергетики, автоматики и энергосбережения Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. Сотрудничество с рядом энергетических компаний Украины обнаружило уровень готовности бизнеса участвовать в такой подготовке, позволило определить условия расширения партнерства работодателей и учреждений высшего образования, выявить проблемы, с которыми сталкивается бизнес при сотрудничестве с учебными заведениями.

Думается, нам вместе удастся устранить основные недостатки традиционных форм и методов обучения, преодолеть разрыв между теорией и практикой и повысить качество подготовки с учетом требований работодателей.

В условиях ослабления карантина по инициативе УСПП с участием Учебно-научного института энергетики, автоматики и энергосбережения Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, известных экспертов, представителей университетской и академической науки, общественных организаций запланирован ряд мероприятий, посвященных активизации деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности в промышленности, в том числе – в направлении подготовки будущих специалистов. В июне текущего года будет проведен круглый стол «Энергоэффективность в промышленности в контексте устойчивого развития». Это позволит создать условия для налаживания партнерских отношений между властью и бизнесом по реализации проектов повышения эффективности обучения специалистов, последовательной государственной политики в сфере энергоэффективности в промышленности, повышение ее конкурентоспособности и устойчивого развития экономики страны.

wwwanten@gmail.com