
Последние переговоры Германии и России, касающихся, в том числе, транзита газа в ЕС и роли в этом Украины, «Северного потока-2», происходили без участия украинской стороны, что является негативным сигналом. Не стоит слишком полагаться и на обещания (озвучены по их результатам), что Украина после реализации проекта нового газопровода останется транзитером с сильными позициями. Ведь в данном контексте речь идет о прокачке 15-20 млрд. кубометров топлива в год, в то время, когда отечественная ГТС рентабельна с загруженностью минимум в 50-60 млрд. в год. Поэтому, прежде всего Украина должна составить план для себя - обеспечение внутренних промышленных и потребительских нужд в случае падении транзита, а также для международных партнеров - каким образом будет модернизирована газотранспортная система и тому подобное. По сути, ее выгоды - экономические и политические - должны стать безоговорочными аргументами в переговорах, информационной работе за рубежом.
Такое мнение высказал президент УСПП Анатолий Кинах.
«Отсутствие четкого и понятного плана модернизации отечественной ГТС снижает наши позиции на международных переговорах», - говорит он.
Лидер УСПП выразил сомнение, что одни лишь санкции наших западных партнеров помешают строительству «Северного потока-2». Нужны и колоссальные усилия Украины - как практические (обновление газотранспортной системы), так и дипломатические и информационные. «Домашнее задание», не стоит полностью перекладывать на других геополитических игроков.
Напомним, в США подготовлен проект закона ESCAPE по применению санкций против партнеров "Северного потока - 2", а также содействие газоснабжения США союзникам по НАТО в Европе.
«Этот проект Кремля вносит раскол в Североатлантическом единство, при том, что выгоды - политические и экономические (даже и экологические) - более чем сомнительны. Конечно, многие в ЕС это понимает - и Украина должна объединять с ними усилия, чтобы не допустить его реализации», - подчеркнул президент УСПП.
Важной, по его мнению, является готовность Украины к возможным сценариям развития событий.
«В целом проблемой является и отсутствие адаптации энергетической стратегии Украины до внутренних и внешних тенденций. Включая уже указанный план, как будет работать ГТС для удовлетворения потребностей промышленных потребителей, населения в условиях резкого уменьшения объемов транзита», - подчеркнул Анатолий Кинах.
В УСПП, среди работодателей и деловых ассоциаций неоднократно подчеркивали: Украина срочно нуждается в стратегии развития экономики и промышленности. Особенно в условиях потери научного и трудового потенциала за высоких темпов трудовой миграции, угрожающих тенденций деиндустриализации. Свои предложения деловая община уже наработала и неоднократно настаивает на совместной работе в этом направлении с чиновниками.