
Горно-металлургический комплекс работает последние 6 месяцев на пределе своих возможностей. Потеря двух гигантов - "Азовстали" и металлургического комбината им.Ильича в Мариуполе, дававших до 40% производства стали, подорожание логистики в 3-6 раз, заблокированность морских портов, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках - все эти причины крайне негативно влияют на отрасль.
Предприятия становятся неспособны без поддержки государства противостоять вызовам сегодняшнего дня: те из них, которые продолжают еще работать, загружены в среднем на 15-20%.
По итогам 7 месяцев 2022 года заводы выплавили на 62% меньше стали - 4,82 млн тонн. При этом экспортировано 3,4 млн т металлопродукции (падение так же на уровне 62%).
"Если государство не примет конкретный, комплексный план мероприятий и не объединит усилия с отраслью, то мы можем потерять последние работающие предприятия. Ближайшие месяцы будут решающими с этой точки зрения", - отметили участники заседания Антикризисного штаба помощи бизнесу, действующего при Украинском союзе промышленников и предпринимателей.
К работе штаба привлечены представители правительства, ВРУ, Нацбанка, налоговой, профильных деловых ассоциаций, крупных предприятий, а также малый и средний бизнес.
"Все предприятия сейчас работают в убыток. Зарплаты в отрасли уменьшились на 25%, а с учетом инфляционного фактора - на все 50%. Таким образом будет трудно удержать квалифицированные кадры", - комментирует Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины.
Директор ГМК-Центр Станислав Зинченко подчеркнул, что на положение украинской металлургии нужно смотреть шире - в комплексе с положением ГМК в Евросоюзе.
"До войны мы экспортировали 45% этой продукции именно в ЕС. Еврорынок - наш основной клиент. Сейчас, в силу энергетических, геополитических и циклично-производственных причин металлургия в Евросоюзе также сократилась на 10%, она продолжает каждый день закрывать предприятия. Раньше, имея доступ к морским портам, мы могли поставлять руду, металлопрокат и т.д. в 120-150 стран мира. Сейчас такой возможности диверсифицировать экспорт нет. Он ограничен пропускной способностью УЗ. При этом внутренний спрос на стальную продукцию упал на 80-90%", - отметил эксперт.
Значительным барьером стало решение Мининфраструктуры о повышении тарифов на перевозки по железной дороге аж на 70%. Представители отрасли отмечают: дорогая логистика делает нерентабельным экспорт, нужно снижать ставки. В частности, предлагается установить их на уровне 30% от текущих.
Параллельно с этим должна продолжаться работа по расширению пропускной способности западных пограничных переходов с нынешних 1,9 тыс. до потенциальных 3,4-5 тыс. вагонов в сутки. Увеличение экспорта обеспечит УЗ увеличение доходов и компенсирует уменьшение тарифов.
"Недопустимы случаи административного закрытия пограничных железнодорожных переходов для экспорта руды и черных металлов", - отметили в Антикризисном штабе.
Также необходимо снижение тарифов на период военного положения - на газ, электроэнергию для производств, мораторий на их повышение. На этот же период требуется установление нулевых ставок эконалога. Важно своевременное возмещение НДС экспортерам, пересмотр механизма и ставки начисления рентной платы за пользование недрами для добычи железных руд в сторону уменьшения.
"Сейчас предприятий отрасли осталось не так и много. Правительству необходимо провести переговоры с каждым из них и утвердить план действий (что необходимо со стороны государства для сохранения загрузки предприятия). Пока цены на сталь низкие, государство должно закупать эту продукцию для нужд восстановления инфраструктуры. У нас тысячи километров разрушенных дорог, мостов, жилых конструкций и т.д. В процессе послевоенного восстановления Украины ГМК будет драйвером экономики. Для этого отрасль должна сохранить мощности, кадры, доходы от экспорта, иметь внутренний заказ", - говорит президент УСПП Анатолий Кинах.
Антикризисный штаб предлагает правительству повысить спрос на продукцию отечественного ГМК, а также максимально способствовать его экспорту.
Для этого следует провести активную дипломатическую работу со странами ЕС и другими западными партнерами по замещению российского экспорта железной руды и полуфабрикатов на украинскую продукцию; расширить зерновое соглашение и включить в него экспорт металлов через морские порты.
Это даст дополнительных 600 млн. долларов прибыли ежемесячно.
Свои предложения Антикризисный штаб, УСПП направят Премьер-министру и профильным комитетам ВРУ. Деловое сообщество обращается к правительству о проведении в сжатые сроки отдельного целевого заседания по данному вопросу.