Анатолий Кинах про экономические прогнозы на 2021 год

Facebook Поделиться
Анатолий Кинах про экономические прогнозы на 2021 год

Делая прогнозы на 2021, нужно понимать несколько вещей. Первое: Украина в экономическом и других планах очень зависима от международных партнеров. В чем это проявляется? В Украине западные партнеры действуют очень прямолинейно, привязывая к кредитам принятие определенных политических и экономических решений – по антикоррупционной системе, Конституционному суду, земельной реформе, создании наблюдательных советов в крупнейших украинских госкомпаниях, процессе приватизации и т.п.  Поэтому взаимодействие с МВФ в следующем году, как бы это обидно ни звучало, будет зависеть, готова ли Украина выполнять все эти условия. Кроме того, без денег международных доноров не обойтись – дефицит бюджета на 2021г. По прогнозам  составит не менее 5,5% (заложено в проекте документа). Для  сравнения,  в 2018-2019 годах эта цифра составляла 2%. Это бюджет бедной страны, зависящей от долгов, а главное – здесь не заложено составляющей  для развития. Опыт показывает, что без реальных реформ Украине не привлечь инвестиционный капитал – подтверждение тому стремительное падение объемов поступления прямых чистых иностранных инвестиций в экономику Украины (за 10 месяцев 2019г. - $ 4,5 млрд., в 2020г. - всего $ 221 млн). Поэтому можно сделать прогноз, что правительство пойдет на максимальное сотрудничество с МВФ. Это показывает и бюджет: в 2021 году тут  рассчитывают заимствовать больше именно на внешних рынках – на 51 млрд. грн. (в целом 204 млрд грн).

УСПП, Антикризисный совет общественных организаций, объединяющий до сотни деловых ассоциаций из разных сфер экономики, настаивают на том, чтобы власть проводила более профессиональный диалог с МВФ и предложила партнерам компромиссный вариант соглашения – такой, что учитывал бы национальные интересы и возможности для развития. Под примитивной программой stand-by мы ежегодно видим одно и тоже: долговая нагрузка растет, для получения очередного транша нужно выполнить определенные условия, решение затягивается,  чтобы потом все же быть выполненным. При этом внимание государства к развитию производства, росту экспорта – минимальны. Хотя это и логично единственный выход из «долговой поруки». Ибо где предлагается брать средства? Провальной из года в год приватизации? «Дойных» государственных предприятий, которые в кризисе и не имеют оборотных средств, с устаревшим производством или трудностями с выполнением контрактов? По нашему прогнозу, к концу следующего года правительство снова собирается «кроить» бюджет в контексте уменьшения расходов.

Второе: курс национальной валюты непосредственно привязан к долговой нагрузке на бюджет (на 2021г. 40% доходной части его планируют направить на расчеты за госзаймы) и платежному балансу страны. Проще - экспортно-импортному балансу. Что будет с экспортом? Учитывая, что Украина не реализует Экспортной стратегии, Экспортно-кредитное агентство не функционирует как должно, производители из-за карантина в Украине и мире значительно «просели», а источников пополнения оборотных средств по антикризисным кредитными ставками 0-2% в Украине так и нет – страна будет продолжать торговать сырьем металлургического комплекса и АПК. И здесь прогнозы как лотерея – все будет зависеть не от нас: если ключевые игроки на международных рынках установят какие-то ограничения для металлургической продукции – экспорт уменьшится. Если погодные условия (как в этом году засуха в южных областях) будут неблагоприятные – экспорт АПК упадет.

 Поэтому вся политика Украины в данном контексте заключается в том, чтобы «ловить волну»:  есть возможность продавать больше сырья – сокращается дефицит платежного баланса, появляются средства для определенных социальных расходов, стабилизируется курс валюты. Но волна – это не постоянная величина, поэтому, без экономической, производственной и экспортной стратегии, соответствующих государственных программ и их финансирования  нас ожидает новый кризис (банковский, производственный или экономический). Вопрос лишь в том, когда – в следующем году или через год-другой.

В 2021 году, мы считаем, курс национальной валюты будет более или менее стабильным – если достигнут компромисса с МВФ. А главное, что «правила игры» не будут изменены, увы: будем торговать сырьем, первое полугодие и у нас, и в мире еще будет режим ограничений, медленно, но будет наращиваться импорт (так называемый отложенный спрос – то, что не закупили в 2020 году из-за карантина – компенсируют в 2021г.).

По безработице, то она будет продолжать медленно расти. Ведь мы не ожидаем притока значительных прямых чистых инвестиций, крупные заводы и целые сферы производства нуждаются в модернизации и оборотных средствах, поэтому вряд ли буде расти производство. Напомним, только легкая промышленность в 2020 году потеряла 20 тыс. рабочих мест. Растет задолженность по заработным платам, что уже достигла 3,5 млрд. грн., и 80% из них приходится именно на промышленность. Не создано  условий для малого и среднего бизнеса – поэтому скачка в динамике регистрации новых ФЛП (равнозначно как и критического уменьшения) не будет. Все привычно зависит от дальнейшего развития ситуации с пандемией и карантинными ограничениями. Весной карантин привел к двузначному  увеличению безработицы, временно что на пике достигло около 3 млн человек. Эти люди находились в состоянии скрытой безработицы – занятость уменьшилась  или они были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Многие бизнесы из сферы услуг обанкротились, а выжившие потеряли существенную часть дохода.

За лето-осень ситуация не то чтобы  нормализовалась, но те, кто временно не работал или был в неоплачиваемом отпуске,  вернулись на работу. Впрочем, сейчас,  по данным Госстата,  безработными являются 1,7 миллиона украинцев, и эта негативная динамика сохранится, хотя и не будет таких резких скачков, как весной. На нее будут влиять ряд факторов: или  будут продолжены карантинные ограничения после января (январский карантин приходится на экономически наименее активный месяц года, поэтому его последствия будут не критичны), или созданы условия для привлечения инвестиций (принятие доработанного закона о «инвестиционных нянях», ряд других нормативных документов), или будут приняты в следующем году программы развития промышленного производства, или сформирована комплексная политика по национальному рынку труда и прислушается власть к требованиями делового сообщества разработать действенную программу доступа к кредитным ресурсам по антикризисным ставкам 0-2%.

Кстати, в ЕС сейчас существует практика, если предприниматель сохраняет не менее 80% своего штата в ближайшие 2 года – антикризисный кредит он может не возвращать, это гарантирует государство. Конечно, у нас это пока невозможно - из-за дефицита бюджета и подходов  власти в целом. Будет  ли движение в этом направлении, зависит положение и малого бизнеса, и компаний с длительным и сложным циклом производства.

Для ФЛП, несмотря на их протесты, решение об отсрочке на год, а не полную отмену РРО, не будет меняться. Собственно, проблема не в кассовых аппаратах, а в том, будут ли реализованы кредитные и другие формы поддержки, не будет ли усиления фискального и административного давления в ближайший год. Применение регистраторов – вещь неизбежная и хорошо, что есть год для наработки компенсаторных мероприятий. Если таковых не будет, то в декабре 2021г. ситуация повторится - ФЛПы начнут протестовать против введения РРО уже с 1 января 2022 года. Поэтому парламенту и правительству нужно уже сейчас выйти на диалог с предпринимательством и предложить те компенсаторы, которые будут реальными с точки зрения финансовых возможностей страны, действительно поддержат бизнес.

 Учитывая высокую зависимость экономического развития Украины от результативности скоординированных мероприятий Президент - Верховная Рада - правительство, деловая общественность направила главе государства, премьер-министру и спикеру Верховной Рады соответствующие предложения от имени УСПП и Антикризисного совета общественных организаций.

Речь идет о:

· Подготовке на основе проекта госбюджета соответствующей программы социально-экономического развития страны на 2021.

· Принятии законопроекта №3739 о локализации производства

· Доработке в сжатые сроки и принятие проекта Закона о государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями (№3760) с учетом предложений отечественного бизнеса

 · Разработке и утверждении Стратегии развития промышленного комплекса и плана действий ее выполнения.

 · Согласовании и проведении ранее инициированной встречи Президента Украины с представителями промышленного сектора по обсуждению проблемных вопросов индустриально-инновационного развития и противодействия деиндустриализации Украины и путей их решения.