
Правительственный отчет, обнародованный 21 февраля, уже успел вызвать большой резонанс среди экспертов и представителей реального сектора экономики. Все через так называемые топ-100 достижений, которые чиновники увидели в различных секторах - несмотря на падение промышленности, отрицательное сальдо во внешней торговле, усиление трудовой миграции и искусственную ревальвации гривны, которая стоила экспортерам $ 5 млрд.
В УСПП, проанализировав документ, убеждены чиновники манипулируют цифрами, выдавая за достижения том, что им не является.
Так, одной из самых больших проблем для украинского бизнеса и промышленности остается финансовый «голод». Учетная ставка НБУ (11%) все еще слишком высока, а коммерческие превышают 16%. В таких условиях предпринимателям невозможно брать кредит на развитие и модернизацию, и на текущую деятельность тоже.
И виноваты в этом, прежде всего, правительство и Национальный банк. Стимулирование спроса банков на ОВГЗ и депозитные сертификаты переориентировали существующий ресурсный потенциал банковской системы на финансирование государственных долгов вместо возобновления кредитования субъектов экономики.
Зарабатывания на высоких процентах ОВГЗ действительно неплохо увеличило доходность банков: за 11 месяцев 2019 банковский сектор показал рекордную прибыль 59 млрд грн, что в три раза больше, чем в 2018-м. Вот только кредитование реального сектора за этот же период уменьшилось на 66,5 млрд грн.
Все, на что акцентирует при этом внимание правительственный отчет — это на программе «Доступные кредиты 5-7-9%» для малого бизнеса, которая стартовала с февраля этого года. Только вот эта программа имеет ограниченный ресурс - предусмотрено 2 млрд. грн., чего явно не хватит для нужд и МСБ, и крупной промышленности.
«Ни слова о выработке общей политики Нацбанка и правительства по восстановлению системного кредитования экономики. Программа «Доступные кредиты» самостоятельно не решит проблему с затрудненным доступом предпринимателей к финансовым ресурсам — это капля в море», - говорит президент УСПП Анатолий Кинах.
Напомним, УСПП и Антикризисный совет общественных организаций уже несколько лет настаивает на проведении совместного заседания правительства и Нацбанка по данной проблеме.
Впрочем, правительство показывает то ли незнание, то ли сознательное непонимание негативных последствий кредитного голода для производителей.
Так, авторы отчета гордятся тем, что «в условиях улучшения финансовых возможностей предприятий, основным источником финансирования капитальных инвестиций оставались собственные средства компаний - 71,4%». То есть 72% украинских компаний просто не в состоянии позволить себе банковские кредиты под 16% и выше! Это далеко не повод для победных реляций.
«Когда целые бюджетообразующие отрасли - авиапром, автомобиле-, судо-, ракетно-космическое строительство и т.д. - находятся в кризисе, бизнес-организации годами говорят о финансовом голоде предприятий и их низкой конкурентоспособность из-за этого, правительство отчитывается о позитиве. По их мнению, промышленность, как известный барон Мюнхаузен, сама себя вытаскивает из болота. Вот только без средств этого не сделаешь, в экономике работают четкие правила, а не чудеса», - подчеркнул лидер делового сообщества.
Бизнес-общество, к сожалению, не услышало от Кабмина серьезных вещей по поводу обновления доступа к кредитам, системной и профессиональной политики по укреплению конкурентоспособности украинских производителей, создание новых рабочих мест.
В то же время, такие системные предложения уже разработаны в УСПП и Антикризисной рады, которая объединяет более 100 бизнес-ассоциаций, работодателей и крупные промышленные компании. Документ «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет» передано правительству, парламенту и Президенту.
Там отмечается: по данным Нацбанка, в банках сегодня средств более чем достаточно. Ликвидность банковской системы - более 230 млрд грн. Следовательно, проблема не в отсутствии средств, а в отсутствии государственной политики и скоординированных действий Кабмина и НБУ.
Что предлагается? Снижение стоимости кредитования средствами монетарной политики через снижение ключевой ставки НБУ с привязкой к ожидаемому уровню инфляции (несмотря на постепенное снижение в последнее время учетная ставка НБУ - 11% пока больше чем в два раза превышает темпы инфляции в 2019 году- 4,1%) и применения механизмов долгосрочного рефинансирования банков с целью направления кредитования в реальный сектор экономики, создание условий доступа к стартового капитала для МСБ.
Государственным банкам следует осуществлять долгосрочное кредитование госзаказчиков в национальной валюте под проекты локализации производства сложной техники в Украине и тому подобное.
«Эти меры позволят постепенно выравнивать условия, в которых работают украинские производители, с теми, которые есть в странах Европы. Там, к примеру, малый бизнес должен кредитовать по ставкам от 0 до 2,5%. Промышленные предприятия с длительным циклом - такие же выгодные ставки. Конечно, одномоментно не перепрыгнешь из ставок под 20% на 2%. Однако политика в этой сфере как раз и должна показать, каким образом и в какие сроки мы вернемся к кредитованию собственной экономики», - резюмировал Анатолий Кинах.