Бюджет 2020 не соответствует требованиям экономического развития

Facebook Поделиться
Бюджет 2020 не соответствует требованиям экономического развития

Впервые за долгое время бюджет на следующий год был принят заблаговременно – 14 ноября большинство в Раде проголосовало за  главный финансовый план страны. И это его главный позитив. Документ, уже успели окрестить «компромиссным», на самом деле он довольно консервативный, в нем не  заложены основы для развития экономики, но  содержится ряд фискальных рисков. Об этом говорят в УСПП.

 «В следующем году страну ожидает беспрецедентнае долговая нагрузка: на выплаты по государственным долгам в 2020 году пойдет 423,6 миллиарда гривен, из которых 141,5 миллиарда гривен – проценты по государственным заимствованиям. Плюс расходы на национальную безопасность и оборону - 245,8 миллиарда гривен. При доходной части в 1трилион  79 миллиардов гривен на развитие остается очень мало», – говорит президент УСПП Анатолий Кинах.

Кроме того, сама доходная часть во многом основывается на ожиданиях, приблизительных расчетах: от приватизации (12 млрд. грн.), легализации игорного бизнеса, добычи янтаря и др. Но многие  законы для того, чтобы эти поступления стали реальностью, даже не принята. Приватизация из года в год приносит государству разочарование: в большей степени из-за того, что никаких системных программ в этой области не принято, не уделяется должного внимания предприватизационной подготовке предприятий, которые собираются продавать.  В стране отсутствует привлекательный инвестиционный климат, и это угрожает продать активы за бесценок, нет стабильных, предсказуемых условий для развития бизнеса и т.п.

«Главный финансовый документ страны уже назвали «бюджетом компромиссов», однако это не соответствует тезису Программы деятельности правительства о росте ВВП на 40% в течение 5 лет. Более того – не будет отвечать и в последующие годы, пока не будет осуществлен ряд мер по оживлению в стране деловой активности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Ведь чтобы достичь такой цели, нужен ежегодный рост на 7-8%, а самые оптимистичные прогнозы на 2020г. – до 4%. Говорить о том, что следующий год будет подготовительным, также некорректно: он мог быть таким, если бы принимались взвешенные законы и углублялся диалог с бизнесом. Зато Верховная Рада приняла или рассматривает ряд законопроектов в сфере налоговой политики, которые вызвали заметный негативный резонанс в деловой среде, поскольку непосредственно затрагивают интересы налогоплательщиков – от ФОПв до представителей крупного бизнеса», – убежден Анатолий Кинах.

Хотя Премьер-министр страны заявил о том, что документ не предусматривает повышение в 2020 году налогов и сборов, деловое сообщество не разделяет его оптимизма. Так, по парламенту «гуляют» скандальные законопроекты №1210 и №1210-1 об улучшении администрирования налогов, против которого резко выступил бизнес. Приняты законы о РРО и кэшбек, которые содержат риски для малого предпринимательства в части увеличения финансовой нагрузки, стала резонансной «табачная поправка» и другие.

Текущие монетарные условия в Украине не позволяют бизнесу привлекать заемные ресурсы по приемлемым ставкам для расширения производства – учетная ставка НБУ, несмотря на медленное снижение в течение 2019г.,  остается достаточно высокой – 15,5%. В то же время отстраненность банковского сектора от обеспечения экономического роста и ограниченность денежно-кредитной политики антиинфляционными целями все ощутимее тормозят структурные реформы и внутренний спрос.
Последний во многом зависит как от платежеспособности граждан, так и оживления  деятельности предприятий, производств. Оба показателя при таких условиях не имеют шансов для  роста. Так, ощутимого улучшения для граждан не будет – минимальная зарплата вырастет всего на 550 грн., а пенсия – на 131 грн.

Поэтому в УСПП выступают за внедрение согласованного всеми ветвями власти при участии деловой общественности последовательного экономического курса, который бы объединил улучшенную программу деятельности правительства, ориентированный в сторону развития бюджет, разработку и реализацию ряда стратегий, в первую очередь – промышленного, инновационно-инвестиционного развития государства.

Напомним, УСПП поддержал цели президента добиться реального роста ВВП на 5-7% уже в течение ближайшего года, скорректировав эти цифры даже в большую сторону – 6-8%. Впрочем, пока системных действий в этом направлении со стороны власти не наблюдается.