Бизнес, юристы и общественные эксперты требуют доработки законопроекта №8087 о защите информационной инфраструктуры

Facebook Поделиться
Бизнес, юристы и общественные эксперты требуют доработки законопроекта №8087 о защите информационной инфраструктуры

Соответствующее обращение по результатам общественных слушаний, организованных Украинским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Советом адвокатов Киевской области, направлено в адрес Президента В.Зеленского, председателя Верховной Рады Украины Р.Стефанчука и во все комитеты и фракции ВРУ.

Общественные слушания, напомним, состоялись 29 июня с участием представителей Министерства обороны Украины, Правительства, адвокатского сообщества, представителей антикоррупционных органов, общественности, ИТ-бизнеса, экспертов.

Ими выявлено, что законопроект требует своей существенной доработки и совершенствования.
Во-первых, он во многих моментах не соответствует, а иногда даже противоречит положениям Директивы ЕС о сетевой и информационной безопасности (NIS2 Directive), которая была принята 14 декабря 2022 года и которая вступает в действие на территории ЕС 18 октября 2024 года.

Так, например NIS2 Directive не действует в отношении субъектов, деятельность которых осуществляется в сфере национальной безопасности, а также устанавливает четкий перечень критериев в отношении компаний, по отношению к которым она применяется. В то же время Законопроект 8087 охватывает все без исключения государственные органы и субъекты хозяйствования, нагружая непомерным административным и финансовым бременем даже самые маленькие из них.

Кроме того, весь цивилизованный мир сейчас движется в сторону децентрализации систем кибербезопасности и усиления их взаимодействия между собой (о чем также говорится в NIS2 Directive), однако этим документом формируется одна вертикаль, которая к тому же объединяет все государственные информационные ресурсы, что сделает ее более уязвимой к кибератакам.

Во-вторых, Законопроект 8087 затрагивает не только вопросы кибербезопасности в целом и кибербезопасности государственного сектора в частности. Он, как следует из его текста, который несколько противоречит названию самого законопроекта, касается также в значительной степени частного информационного сектора, бизнес-климата, инвестиционной привлекательности и тому подобное.

Основным недостатком Законопроекта 8087 на общественных слушаниях было названо то, что он значительно расширяет полномочия Государственной службы специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи) и возлагает на нее беспрецедентно широкие полномочия. Среди прочего, контролирующий орган получит право осуществлять проверки любых предприятий, доступ к их сооружениям и помещениям, любой их документации и информации, предоставлять обязательные для выполнения требования любому субъекту хозяйствования, независимо от того, будет ли это крупная корпорация, предприятие ІТ-бизнеса, или самозанятое лицо (ФЛП, адвокат и т.д.). К тому же, Госспецсвязи будет иметь право привлекать к таким проверкам любые другие органы, в частности СБУ и киберполицию.

Такая ситуация бесконтрольности и отсутствия ограничивающих механизмов для Госспецсвязи создает огромные коррупционные риски, создает возможности для блокирования деятельности любого бизнеса, давления на него, "рейдерства" и тому подобное.

На общественных слушаниях было отмечено, что расширение указанных полномочий государственных органов может не согласовываться с положениями соответствующего процессуального законодательства (прежде всего уголовного-процессуального), а также может обусловить безосновательное и необоснованное раскрытие персональных данных и другой информации (например адвокатской тайны и т.д.).

То есть, реализация нормативных положений Законопроекта 8087 может негативно повлиять на состояние защиты в Украине прав человека и не согласовываться с соответствующей практикой Европейского Суда по правам человека.

Рассматриваемый Законопроект 8087 фактически нивелирует проведенную в последние годы законодателями и бизнес-сообществом гигантскую работу по преодолению вышеописанных негативных явлений и по увеличению инвестиционной привлекательности Украины.

Напомним, что украинский бизнес все еще страдает от притеснений со стороны силовиков, о чем было сообщено Президенту Украины 29 июня на встрече с украинским бизнесом, а Законопроектом 8087 создается основа для неограниченного давления еще одного органа.

Приложение