Борьба за экономическую, финансовую самодостаточность является неотъемлемым элементом стратегии победы над российским агрессором в условиях затяжной войны. Увеличение внутреннего производства и развитие собственных ресурсов позволят Украине уменьшить зависимость от внешнего финансирования. Это важно, ведь любые колебания в объемах или сроках предоставления помощи от наших международных партнеров болезненно отражаются на безопасности, социально-экономических показателях. Переход к внутренним источникам финансирования позволит стране формировать стабильные условия для роста ВВП, самозанятости, а затем возвращения украинских беженцев домой еще до полной победы над РФ.
На этом акцентирует Антикризисный штаб устойчивости экономики в условиях военного положения. Эта площадка объединила все ведущие отраслевые ассоциации производителей, профсоюзы, Национальную академию наук, экспертные учреждения, представителей правительства, парламента.
Эксперты убеждены, что правительство, властные учреждения в целом сейчас должны максимально повышать профессионализм своей работы в экономическом направлении и переходить к формированию и реализации комплексных политик по:
- развития переработки на замену сырьевой модели;
- Инвестирования, кредитования бизнеса;
- развитию устойчивой экономической базы агропромышленного комплекса, металлургии, машиностроения, строительной, транспортной отрасли на индустриально-инновационных принципах;
- улучшению экспортной логистики в условиях блокирования рф портов Украины и некоторыми торговыми противоречиями с рядом стран ЕС.
Несмотря на то, что в следующем году Украина потребует более 41 млрд долларов внешней финансовой поддержки, чтобы закрыть дефицит бюджета, правительство не определилось с Планом действий на тот же 2024 год относительно приоритетов восстановления экономики, экспортного потенциала, улучшения деловой среды для стимулирования экономической деятельности, эффективности государственного аппарата и тому подобное.
Так, за первые 9 месяцев текущего года есть дополнительное падение экспорта на 14-15% (до его снижения на 30% в прошлом 2022 году). Отрицательное сальдо внешней торговли составляет 21 миллиард долларов. Наряду с этим Национальный банк Украины снижает сроки возврата валютной выручки экспортерам агросырья со 180 до 90 дней. Это при том, что морские пути практически недоступны для экспорта, продолжается блокирование польскими перевозчиками пунктов пропуска на украинско-польской границе и тому подобное. Антикризисный штаб, УСПП уже обращались по этому поводу к регулятору и КМУ, подчеркивая, что сроки получения прибыли по контрактам для многих экспортеров - более 4-5 месяцев, а, следовательно, выполнить решение НБУ практически невозможно.
Это же касается и политики возвращения украинской банковской системы к кредитованию производителей. Программы "Доступные кредиты 5-7-9" недостаточно для покрытия запросов бизнеса, 60% из которых остро нуждаются в пополнении оборотного капитала. В свое время повышение НБУ учетной ставки до 25% параллельно с высокой доходностью депозитных сертификатов и гособлигаций, привело к сверхприбыльности финансового сектора и полного отбивания им желания кредитовать реальный сектор экономики.
В рамках подготовки Плана Украины (Ukraine Facility), окончательная структура и идеология которого продолжает дискутироваться в Правительстве (задекларированный срок готовности ноябрь 2023 года), сохраняется неопределенность относительно приоритетов финансовой поддержки отдельных секторов украинской экономики, конкретизации поддержки частного сектора и тому подобное.
Зато парламентом возвращены довоенные проверки и штрафы для бизнеса, НКРЭКУ повышает тарифы на электроэнергию для промышленности, а Укрзализныця обдумывает очередной рост тарифов на грузоперевозки (в прошлом году повысили аж на 70%). Это негативно повлияет на экономику, производство и экспорт.
Эти и другие примеры свидетельствуют, что правительство должно усилить свою компетенцию, использовать наработки экспертных учреждений Украины, бизнеса, серьезно принять во внимание их конструктивные предложения и эффективно внедрять совместные меры, направленные на укрепление экономики в условиях затяжной войны.
Важно координировать свои действия с парламентом, НБУ, перенаправлять финансовую помощь наших международных партнеров в развитие промышленного производства, его модернизацию, страхование военных рисков для инвесторов и т.д.
"На самом деле, есть все шансы достичь ускоренного роста ВВП, если сделаем ставку на перерабатывающую промышленность, решим логистические проблемы и максимально поддержим на государственном уровне действующий бизнес. Укрепление экономики - это залог усиления и обороноспособности в этой войне с российским агрессором. Потому что нам надо и быстрое производство боеприпасов, РЭБ, ракет и бронированной техники в Украине, и рабочие руки (Минэкономики оценивает дефицит кадров в 4,5 млн. в ближайшие годы), и наполнение бюджета за счет увеличения объема работающих предприятий (а не за счет максимальной налоговой нагрузки на те, что остались)", - подчеркнули в УСПП.
Антикризисный штаб направил комплексные предложения премьер-министру Д.Шмыгалю, также в профильные комитеты Верховной Рады Украины.
Со своей стороны, при УСПП уже сформировано 2 постоянно действующие рабочие группы по поддержке отрасли стройматериалов в Украине, а также развития транспортной логистики, в которые вошли ведущие отраслевые ассоциации, предприятия и компании-перевозчики, научно-экспертные учреждения.