Бизнес призывает существенно доработать законопроект № 3959-1 о криминализации уклонения от уплаты налогов

Facebook Поделиться
Бизнес призывает существенно доработать законопроект № 3959-1 о криминализации уклонения от уплаты налогов

Законопроектом № 3959-1, принятым в первом чтении, предусматривается возврат к криминализации уклонения от уплаты налогов и проблематики с возмещением НДС. По мнению бизнеса, это создает риски массовых злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. В частности, риск необоснованного давления на должностных лиц предприятий за задержания или содержания под стражей. Это нивелирует меры декриминализации, проведенной несколько лет назад по настоянию деловых ассоциаций Украины.

Такую позицию заняли в УСПП. Вместе с Ассоциацию налогоплательщиков Украины здесь провели круглый стол по запуску деятельности Бюро экономической безопасности.

Отдельным вопросом стало рассмотрение предложений бизнеса к законопроекту № 3959-1, что должен во многом определять деятельность вновь созданного Бюро. Он содержит значительное количество положительных норм, и в то же время имеет критические недостатки, которые будут искажать саму цель деятельности БЭБ, криминализируя ряд статей.

В частности, вводится уголовная ответственность за проблематику с налогом на добавленную стоимость. За подачу заявления о возврате суммы бюджетного возмещения (с недостоверными сведениями), даже без его фактического получения, грозит тюремное заключение.

«Это может ухудшить условия ведения бизнеса и толкнуть предпринимательство в тень. Бизнес подвергается постоянным налоговым проверкам. Компании вынуждены отстаивать свои интересы в судах, правовая защищенность на низком уровне. При таких обстоятельствах, внедрение дополнительной уголовной ответственности имеет все шансы стать еще одним способом давления на бизнес и источником для коррупции», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

Участники круглого стола отметили, что законопроектом 3959-1 определяется подследственность БЭБ по определенному перечню статей Уголовного кодекса, не является достаточным, чтобы Бюро было единственным органом по расследованию крупных экономических преступлений. Для примера: мошенничество, совершенное в крупных или особо крупных размерах, организованной группой, с использованием компьютерной техники (ч. 3 и 4 ст. 190 УК), присвоение и растрата чужого имущества (ч. 1, 3-5 ст. 191 УК) - и в дальнейшем будут расследоваться полицией. В то же время указанные преступления составляют значительную долю именно экономических преступлений.

Также законопроект, по сути, не предусматривает дифференциации между размерами преступления. И если против нарушителей в особо крупных размерах такие жесткие действия целесообразны, то для малого и среднего бизнеса это может привести к множеству дополнительных проблем. Особенно на этапе досудебного расследования. Согласно статистике, менее 10% дел о налоговых преступлениях завершаются судебным разбирательством. Поэтому есть риск применения инструментов давления именно на этапе досудебного расследования.

В УСПП напоминают, что ответственность за налоговые нарушения была гуманизирована в 2012 году и заменена экономическими видами санкций в виде штрафов, лишения права занимать определенные должности и конфискацией имущества.

«Следовательно, учитывая указанные и другие риски, законопроект № 3959-1 в предложенной редакции не может быть принят. В него нужно внести целый ряд корректив», - подчеркнули участники круглого стола.

УСПП, Антикризисный совет общественных организаций, Ассоциация налогоплательщиков систематизируют предложения по доработке законопроекта ко второму чтению и направят их в профильные комитеты ВРУ как общую позицию делового сообщества.