Бизнес требует, чтобы его услышали

Facebook Поделиться
Бизнес требует, чтобы его услышали

10 сентября 2019 ВРУ приняла за основу законопроекты:

- «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» (регистрационный № 1053 от 29.08.2019 г..);

- «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» (регистрационный № 1073 от 29.08.2019 г.).

При этом профильный Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики 5 сентября 2019 рекомендовал принять эти законопроекты в первом чтении и в целом.

Анализ законопроектов свидетельствует об имеющихся существенных рисках для малого бизнеса, поскольку законопроекты предусматривают:

1. Расширение сферу применения РРО за счет предпринимателей – плательщиков единого налога 2, 3 и 4 групп единого налога.
2. Применение переходного периода с 1 января по 31 декабря 2020г. не для всех категорий предпринимателей. Для отдельных категорий закон вступает в силу с момента вступления Закона в действие, то есть через 6 месяцев со следующего дня после опубликования. Это предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере:

- реализации товаров (оказания услуг) через сеть Интернет;
- реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

- реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
- реализации ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
- реализации подержанных товаров;

- деятельности общественного питания;

- деятельности туристических агентств, туристических операторов, предоставление других услуг бронирования и связанную с этим деятельность;
- деятельности гостиниц и подобных средств временного размещения;
- реализации деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с  перечнем,  который утверждается КМУ.

То есть законопроект предусматривает применение РРО для значительной части предпринимателей без всякого переходного периода. Учитывая, что нормативно-правовые акты должны разрабатываться Кабинетом Министров Украины также 6 месяцев, можно предположить те условия, в которых окажутся эти категории предпринимателей.

3.Введение программных РРО без четких временных рамок и технических условий такого внедрения.

На сегодняшний день в публичном пространстве отсутствуют результаты тестирования новейших моделей программных комплексов, разработка которых должна происходить в рамках экспериментального проекта, проводился КМУ. Учитывая отсутствие технической документации, соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих применение программных РРО, можно сделать вывод, что на момент введения в действие закона предприниматели вынуждены приобретать старые модели РРО и отказаться от применения программных РРО, исходя из неготовности таких программных РРО массовой эксплуатации и отсутствия нормативной документации.

4. Применение старых по идеологии штрафов и существенное увеличение их размеров.

5.Введение дополнительного механизма контроля в виде так называемого «кэшбек»: проверки контролирующими органами субъектов хозяйствования будут проводиться на основании жалоб-обращений потребителей с последующей компенсацией таким жалобщикам части сумм от взысканных штрафов. При этом бизнес на фоне отсутствия четких процедур доказательства обоснованности таких жалоб беспокоится, что предложенный механизм контроля даст возможность для манипуляций и злоупотреблений со стороны конкурентов и недобросовестных потребителей.

Учитывая эти предостережения, бизнес негативно воспринимает вышеуказанные законодательные инициативы. Кроме того, разработка законопроектов состоялась в закрытом режиме, с привлечением узких лоббистских групп, без обеспечения паритетного участия в этой работе представителей малого бизнеса, которого непосредственно и касались предложенные законопроектами изменения.

Подчеркиваем,  малый бизнес подготовил обоснованные конструктивные предложения и пытается донести их до власти:

1. Расширение сферы применения РРО возможно только после разработки и тестирования программных РРО и оценки их стоимости для государственного бюджета и для бизнеса, а также понимания стоимости их обслуживания. Для этого дата введения таких РРО должна устанавливаться только после периода тестирования, которое должно проходить на условиях добровольного участия субъектов хозяйствования без применения штрафов и по результатам анализа результатов такого тестирования.
2. Нужен пересмотр количества, состава и размера штрафов за нарушения в сфере расчетных операций.
3. Необходимо установить более четкие правила для учета расчетных операций в сфере Интернет-торговли.
4. Надо отменить «кэшбек» как такой, что противоречит законодательству в сфере государственного надзора и контроля.
Учитывая, что ВРУ проголосовала за доработку законопроектов по сокращенной процедуре, у бизнеса есть только 7 дней для представления своих предложений и замечаний.

Мы убеждены: все изменения в фискальной сфере должны быть обоснованными и взвешенными. Только добровольность, понятность их для малого, среднего бизнеса, направленность в сторону предпринимательских свобод обеспечат эффективность преобразований, а не очередное погружение «в тень» и виток бизнес-миграции. Постоянный конструктивный диалог власти и бизнеса, власти и общественности – вот залог как экономического развития, так и доверия бизнеса к своему государству.