
Укрзализныця недавно повысила тариф на грузоперевозки на 70%. Такое решение болезненно ударило по экспортерам, являющимся одними из основных поставщиков валютной выручки в Украину.
По данным УЗ, это позволит дополнительно привлечь 11,2 млрд. грн. Однако нет расчета, как это отразится на украинском бизнесе. А влияние это крайне негативное.
После блокады портов железная дорога превратилась в один из самых востребованных видов транспорта. По данным самой компании, 48% всех перевозок в направлении ЕС есть железная руда (48%) и зерновые (25%). Раньше эти позиции шли по морским портам.
Проблема в том, что удорожание логистики в 2-3 раза - не только из-за тарифа УЗ, но и сопутствующие расходы - делает невозможным получение экспортерами доходов. Цена на сырье в ЕС и в других странах мира падают.
Пшеничные котировки на мировых биржах продолжают опускаться, то же касается стали.
В таком контексте украинским экспортерам становится невыгодно снабжать свой продукт внешними рынками, иногда это даже означает работать в минус.
Антикризисный штаб помощи бизнеса и промышленности, действующий при УСПП, привлек к обсуждениям Мининфраструктуры, Укрзализныцю, широкий круг представителей аграрной сферы и ГМК, чтобы обсудить пути решения данной проблемы.
Помимо представленных решений по расширению пунктов пропуска, придунайской портовой инфраструктуры, диджилизации процессов, развитию терминалов и т.д., прозвучала идея о привлечении прямой внешней помощи от ЕС для УЗ в размере 30 млн. долларов ежемесячно до момента разблокирования черноморских портов.
«Это обоснованная потребность, учитывая те имеющиеся у нас вызовы военного состояния, объемы разрушения железнодорожной инфраструктуры и трудности с экспортом агро-, горно-металлургической продукции в направлении ЕС», - отметили участники заседания.