Деловое сообщество призвало Президента Украины применить вето на Закон №3498-ІХ в части положений о выводе нормативно-правовых актов НБУ из сферы действия регуляторного законодательства.
Такая резолюция была принята участниками круглого стола "Государственное регулирование финансового рынка. Законодательные новации в Украине и практики стран ЕС". Его организаторами стали Украинский союз промышленников и предпринимателей и Объединение Участников Финансового Рынка (ОУФР). Среди участников - народные депутаты Украины из Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, руководство Государственной регуляторной службы Украины, Ассоциации "Страховой бизнес", Национальной ассоциации кредитных союзов, Ассоциации участников валютного рынка, Украинского объединения рынков капитала, Ассоциации информационно-финансового бизнеса, Украинского общества финансовых аналитиков, эксперты, представители Латвийской ассоциации страховщиков и др.
Резолюции КС предшествовало решение Антикризисного штаба устойчивости экономики в условиях военного положения.
Напомним, что закон №3498-ІХ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного регулирования рынков финансовых услуг" был принят 22 ноября этого года Верховной Радой Украины и направлен на подпись Президенту Украины.
Отдельные пункты документа предусматривают исключение нормативно-правовых актов НБУ относительно небанковских финансовых учреждений из сферы действия Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", то есть исключение Национального банка как регулятора из общегосударственной системы подготовки регуляторных нормативно-правовых актов и создание для него особых условий реализации регуляторной политики.
"Это будет создавать дополнительные риски для бизнес- и инвестиционного климата в Украине, а также коррупционные риски", - прокомментировал президент УСПП Анатолий Кинах.
"Закон в целом посвящен решению проблем микрокредитования, однако среди многих положений "спрятано" несколько норм, которые не касаются основной сути закона, но будут иметь огромное негативное влияние на весь небанковский финансовый рынок", - говорит очередной координатор ОУФР Вячеслав Черняховский.
Именно к этим положениям, касающимся вывода НБУ из общего регуляторного поля, предоставлены негативные выводы комитетов Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом и по вопросам антикоррупционной политики, Научно-экспертного управления и Главного юридического управления Верховной Рады, Государственной регуляторной службы Украины.
Участники мероприятия выступили за необходимость дополнительной проработки указанного закона с учетом замечаний и привлечением профессионального сообщества и обратились к Президенту Украины с призывом применить вето на закон №3498-ІХ.
В чем основные заключаются основные замечания бизнес и экспертного сообщества к законопроекту?
1. Вывод процесса подготовки нормативно-правовых актов Нацбанка из сферы действия регуляторного законодательства противоречит Конституции Украины. Предложенные нормы закона 3498-ІХ фактически ставят решение государственного органа выше закона и противоречат Конституции Украины относительно выполнения государственными органами своих полномочий в соответствии с законом и верховенства права.
В частности, представители Государственной регуляторной службы Украины подчеркнули, что в законодательстве Украины предусмотрена процедура проведения Анализа регуляторного влияния (АРВ), устанавливающая порядок обнародования проекта нормативно-правового акта (НПА), его общественного обсуждения и обязанность регулятора рассмотреть предложения общественности.
АРВ является главным инструментом регуляторной политики во всех развитых странах мира (ЕС, США, Канада, Великобритания, Япония).
2. Такая законотворческая новация не только несет риск нарушения интересов бизнеса, работающего на небанковском финансовом рынке, но в целом является неприемлемым прецедентом того, что большая отрасль фактически остается без возможности участия бизнеса, общественных и профессиональных объединений в разработке нормативных документов, определяющих их деятельность.
Это противоречит целям государства по недопущению принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, существенно изменит баланс между предпринимателями и государственными органами.
3. Вывод регуляторных НПА НБУ из-под действия ЗУ "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" несет коррупционные риски составляющую и нарушает обязательства Правительства Украины по борьбе с коррупцией.
Регуляторные нормативно-правовые акты НБУ регулируют наиболее коррупционно-рисковые сферы общественных отношений, поэтому требуют четких, установленных законом процедур их принятия при обязательном участии общественности.
4. Изменения в процессе разработки НПА, которые произойдут в случае подписания Президентом Украины закона №3498-ІХ", противоречат регламентам ЕС, а также обязательствам Украины по адаптации законодательства к европейским стандартам в процессе своего вступления в ЕС, обязательствам, взятых Кабмином при подписании соглашения с Организацией экономического сотрудничества и развития и прямо противоречит Национальной Стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине, утвержденной Указом Президента Украины №487/2021 от 07.09.2021 г.
Среди спикеров круглого стола были два представителя латвийского рынка страхования - Янис Абашин, Председатель Латвийской ассоциации страховщиков и Гвидо Ромейко, член Совета Комиссии по рынку капитала и финансов Латвии. Они рассказали о европейском практическом опыте разработки НПА для небанковского финансового рынка на примере Латвии и о работе Консультативного совета финансового рынка Банка Латвии в части нормотворческой деятельности)
Оба гостя из страны-члена ЕС обратили внимание, что законодательный процесс должен соответствовать принципам "прозрачности, подотчетности, демократичности и плюралистичности".
Представители участников латвийского рынка и их профессиональных объединений имеют право участвовать в заседаниях Консультативного совета Банка Латвии. Банк Латвии как Регулятор направляет все законодательные и нормативные акты для ознакомления и комментариев каждому профессиональному объединению, на участников которого могут повлиять предложенные новые регуляции. Каждое регуляторное предложение рассматривается Консультационным Советом, в котором представлены все участники рынка.
Участники круглого стола отметили также, что в корректировке нуждается и монетарная, денежно-кредитная политика Нацбанка в целом. Не решены проблемы с падением объемов кредитования реального сектора экономики, в то же время доходность банков за последние 2 года неуклонно растет, а рынок предоставления финансовых услуг, в частности страховой бизнес, кредитные союзы как дополнительный ресурс для увеличения устойчивости экономики, продолжает функционировать в режиме стагнации.