
Обесценение национальной валюты оживилось после приближения Нацбанком официального курса гривна/доллар к рыночному. Это требовалось для поддержки экспортеров и бизнеса, имеющего внешнеэкономические контракты. На курсовой разнице предприниматели теряли по 1,5 тыс. долларов с каждые 10 тыс. долларов прибыли, хотя и были основным источником притока валютных средств в страну.
Однако рынок отреагировал тревожно, и курс в некоторых обменниках уже пересек отметку в 41 грн. за доллар. Это явление может быть временным, если правительство и Нацбанк скоординируют свои действия в ближайшей перспективе, а украинское зерно и ГМК-продукция будут экспортироваться быстрее.
Это подчеркивают в Украинском союзе промышленников и предпринимателей.
При таком реалистичном сценарии должен быть курс 37-38 грн.
С начала войны Украина получила 12,7 млрд долларов помощи от международных партнеров, из которых 5,4 млрд гривен — это безвозвратная помощь. До конца года ожидается еще 17 млрд долларов.
При поддержке программ развития – бизнеса, кредитования реального сектора экономики – это стабилизирует национальную валюту.
Важным фактором является наращивание объемов экспорта украинской агропромышленной продукции, особенно если соглашение о разблокировании портов сработает. В деловой среде не очень рассчитывают на нее, поскольку договоренности по России не стоят даже бумаги, на которой были записаны, но все же такая вероятность есть. В определенных портах Украины проводятся технические работы по подготовке соответствующих зерновых караванов. Если это случится – валютный рынок отреагирует сразу и в положительном ключе.
Если нет – Украине нужно наращивать экспорт по суше. УСПП, Антикризисный штаб помощи промышленности и бизнеса уже направляли свои предложения правительству и посольствам соседних европейских стран. Речь идет о расширении пунктов пропуска, фитообзоре продукции не на границе, а в 20 км после пересечения, совместном таможенном досмотре, реконструкции европутей в пограничных, более четкой системе бронирования вагонов на УЗ, системах онлайн-мониторинга, инвестициях в придунайскую речную инфраструктуру и т.д.
В частности, по расчетам экспертов, пропускную способность западных пограничных переходов можно расширить с нынешних 1,9 тыс. до потенциальных 3,4 тыс. вагонов в сутки. Увеличение экспорта обеспечит УЗ увеличение доходов, поэтому можно будет говорить о пересмотре тарифов (выросших на 70%), труднодоступных для производителей.
Антикризисный штаб предлагает жестко сократить процедуры контроля времени и формальным признакам на границе. Поставить новые KPI для таможни и местных властей – не увеличение доходов (за счет сборов), а увеличение товарооборота в натуральных единицах (паллетах, тонах, машинах, контейнерах).
«Обесценивает гривну и допэмиссия национальной валюты. Следует помнить, что критически важно запустить экономику – при данных обстоятельствах инфляция к концу года составит 30%, а падение ВВП до 35%. Нужно дать бизнесу доступные кредитные ресурсы, максимально снизить налоговую нагрузку, внимательно следить за объемами и номенклатурой критического импорта. К примеру, рукава для хранения зерна в Украине производятся и эти мощности могли бы обеспечить 2/3 потребности. Впрочем, анонсируется и уже идет импорт данной продукции из-за границы. Медленно идет процесс релокации, особенно крупных промышленных предприятий. Также призываем НБУ и Кабмин решить наконец вопрос предприятий, где бенефециарами числились граждане стран-агрессоров России и Беларуси. Эти производственные площадки, среди которых есть и машиностроительные предприятия Украины с тысячами рабочих мест, должны продолжать работать, конечно, без участия граждан стран-агрессоров. Решения по каждому предприятию должны приниматься быстро, замораживать активы и деятельность в военное время, когда и так 34% промышленности не работает – крайне неправильно. Должны бороться за каждую работающую компанию», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
На курс национальной валюты также оказывает давление несогласованность действий правительства и крупных монополий, в частности НАК «Нафтогаз». Ставя в последний момент, задача убедить евроинвесторов отсрочить получение выплат, тем самым пуская компанию в дефолт, является ошибочным решением. УСПП настаивает, чтобы Кабмин и НАК, 100% акционером которого является государство, действовали заодно, согласовывали решения, причем заранее имели четкий план прохождения отопительного сезона.
Кроме этого, на грани дефолта находятся еще две государственные компании – "Укравтодор" и "Укрэнерго" – Украина просит инвесторов отсрочить выплату долгов минимум на 2 года. Ожидается, что вскоре Минфин выступит с предложением реструктуризировать внешний долг Украины на такой же период.
Деловое сообщество поддерживает идею реструктуризации, в частности, само это предлагало правительству еще больше месяца назад. Однако подогревает панику инвесторов отсутствие подготовительной работы с ними, а также резкие малосогласованные движения Кабмина и НБУ.
Поэтому, если эта работа с кредиторами будет отлажена, переговоры могут дать желание ный результат. Тем более что ключевые кредиторы – МВФ, ЕБРР и т.п. – неоднократно выражали понимание ситуации и поддержку Украины.
Экономика военного положения требует повышения уровня взаимодействия институтов государственной власти, НБУ, научного сопровождения и постоянного диалога власти и структурированного гражданского общества.