
Деловой союз озабочен тем, что проект Стратегии развития судостроительной промышленности Украины до сих пор не рассмотрен на заседании СНБО, КМУ и не принят в целом. Документ разработали представители отрасли – ассоциация «Укрсудпром», учитывая предложения Украинского союза промышленников и предпринимателей совместно с Укроборонпромом.
Деловой союз напомнил, что существует решение СНБО по развитию Военно-морских сил Украины до 2031 года, согласно которому в Украине планируется строительство патрульных и артиллерийских катеров, ракетных катеров, корветов и фрегатов. Впрочем, вряд ли такие планы будут реализованы без упомянутой Стратегии, а также дальнейшего принятия целевой программы.
«Необходимы средства, в том числе предвидение их в бюджете на 2022 год и последующие годы. Без стратегии и программы отрасль не получит необходимого финансирования», – отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
Он привел пример двух лидеров судостроения в мире – Южной Кореи и Китая. На первом этапе развития этой отрасли, что Сеул, что Пекин инвестировали государственный ресурс, формировали необходимые программы развития, условия кредитования по чрезвычайно низким ставкам, обеспечивали заводы внутренними заказами и способствовали подготовке соответствующих кадров. Когда судостроение вышло на устойчивое развитие, подключился и частный капитал.
«Следует понимать, что судостроение имеет длительный цикл производства и довольно невысокую рентабельность. Следовательно, инвесторы – как украинские, так и иностранные – придут на уже подготовленное поле, запущенное производство с предусмотренными планами и заказами. Судостроительная индустрия успешно развивается только на условиях мощной государственной поддержки», – подчеркнул президент УСПП.
Для судостроительной промышленности сейчас критически важен доступ к кредитам по специальным ставкам, прогнозируемая налоговая и таможенная политика, в том числе упрощение критического импорта сырья и комплектующих, формирование портфельных заказов.
К примеру, в настоящее время ввозные пошлины на импортные комплектующие составляют до 70% в стоимости готового судна.
Стратегией как раз и предлагается временно освободить от налоговой и таможенной нагрузки товары, произведенные за границей, которые используют для судостроения. Предполагается также освободить на определенный период от налогов судостроительные предприятия, а также провести реструктуризацию долгов таких предприятий перед бюджетами и фондами.
Ее реализация на начальном этапе сгенерирует более 10 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликационного эффекта по смежным отраслям – в 4-5 раз больше. Долгосрочная цель – достичь к 2030 году показателя строительства 30-40 единиц современного флота, что будет отвечать всем международным стандартам.
Помимо этого, сейчас идут параллельные процессы заказов корветов (Турция), катеров (Великобритания, США) у иностранного производителя. При этом межгосударственным соглашениям не предшествовали собственные финансово-экономические расчеты и политика локализации производства в Украине.
К примеру, меморандумом с Великобританией предусмотрено совместное проектирование и строительство военных кораблей в Украине и Соединенном Королевстве для укрепления украинского флота. На днях подписано и рамочная сделка с британцами, предусматривающая выделение кредита на сумму 1,7 млрд фунтов стерлингов (строительство 8 ракетных катеров, приобретение 2 тральщиков и т.п.). Эти документы не фиксируют точных цифр локализации производства в Украине.
В июле 2021 года окончательно признан банкротом отраслеобразующий Черноморский судостроительный завод.
«Наличие Стратегии согласовало бы все решения в этой области, ведь мы то собираемся сами строить флот, то подписываем межгосударственные соглашения на миллиарды долларов относительно, фактически, закупки уже готовой продукции», - отметил Анатолий Кинах.
Позиция УСПП по развитию отечественного судостроения уже передана правительству и парламенту. В деловом союзе выразили надежду, что и Стратегия, и в дальнейшем – целевая программа – будут приняты как можно скорее.
"Старт работы должен состояться уже в 2022 году, не позже", - подытожил президент УСПП.
Справка. В Украине действует 20 судостроительных и судоремонтных верфей, из которых 7 – крупные заводы, которые могли бы строить суда длиной более 100 метров. В советское время Украина обеспечивала производство 80% всего флота, сейчас же отечественное судостроение составляет менее 1% от общеевропейского.