Днепровские шлюзы нужно немедленно спасать

Facebook Поделиться
Днепровские шлюзы нужно  немедленно спасать

В обращении о необходимости возрождения речного судоходства, которое лидеры общественных организаций промышленников, предпринимателей и работодателей конце мая направили президенту Украины В.О.Зеленському, отдельно говорилось о критическом состоянии судоходных гидротехнических шлюзов (всего их шесть) речного внутреннего водного пути международного значения р. Днепр. Эту проблему деловая общественность  ставила неоднократно, в том числе перед министерством инфраструктуры, но никаких мер до сих пор не принято.

 «Промышленники и предприниматели, которые разбираются в техническом состоянии сооружений, очень обеспокоены днепровскими шлюзами. Наши данные подтверждаются исследованиями американских инженеров, которые в 2016г. проводили обследование шлюзов Днепровского каскада. Они пришли к выводу, что их состояние приближается к критическому, что существует  высокий риск эксплуатационного отказа сооружений и закрытия навигационной речной системы реки Днепр на неопределенный срок», – убежден президент УСПП Анатолий Кинах.

Специалисты подсчитали, что в целом ремонт и модернизация шлюзов требуют 1 млрд. 200 млн. грн. В последние два года государство начало выделять средства  на их капитальный ремонт в необходимом объеме: в 2017г. - 107,75 млн. грн; в 2018рг. - 125,75 млн. грн. Однако они не были освоены. В 2017г. выполнено работ на 43,7%, в 2018г. - всего на 4,1%. Аналогичного положения дел следует ожидать и в 2019г. Хотя на капитальный ремонт шлюзов выделена достойная сумма - 124 млн. грн., к ее освоению еще не приступали. В то же время техническое состояние шлюзов еще более ухудшается, оценки их технологического оборудования и гидротехнических конструкций снижаются до  «непригодной к нормальной эксплуатации» или «аварийной».

«Шлюзы на реке Днепр построены более 50 лет назад, но капитальный ремонт в необходимом объеме не проводился с начала 90-х годов прошлого века. Гидротехнические сооружения могут остановиться в любой момент. Не исключен риск техногенно-экологических событий с крайне негативными последствиями», - говорит президент ОО «За возрождение реки Днепр, как главной транспортной артерии Украины» Владимир Клименко.

Как такое может быть: средства есть, но они не идут в дело? Причин несколько. На шлюзах отсутствуют квалифицированные кадры рабочих профессий, существенно уменьшилось количество  инженерно-технических работников.  Нехватка персонала уже доходит до 40%, большая часть работающих – пенсионного возраста. И это неудивительно: в сфере – самая низкая среди других заработная плата.

На рынке Украины почти нет квалифицированных подрядных структур, способных выполнить сложные монтажно-ремонтные работы по обновлению и модернизации гидротехнических сооружений. То есть, если говорить по сути – страна, которая несколько лет подряд переживает интенсивную трудовую миграцию, дошла до момента, когда конкретный объем технически сложных работ просто некому выполнять.

Еще одна причина – несбалансированное, по «советским» стандартам планирование финансирования капитальных расходов, когда целый год средств из госбюджета мало, зато в 1У квартале поступает 70%.

 «Вспомним еще один момент: в Транспортной стратегии Украины на период до 2020 года (одобрена распоряжением КМУ от 20.10.2010 №2174-р) к основным приоритетам развития внутреннего водного транспорта отнесены разработка Программы развития речных внутренних водных путей. Она предусмотрена и в Соглашении ассоциации Украины и ЕС. Но она до сих пор не разработана. Это недопустимо не просто с точки зрения внимания власти к проблемам деятельности транспорта или отдельных сфер экономики – но и  проблем национальной безопасности, которые угрожают техногенными или экологическими последствиями, ощутимыми для всего государства событиями», – убежден Анатолий Кинах.

Деловое сообщество призывает государственные структуры, президента страны сосредоточиться на проблеме технического состояния судоходных гидротехнических сооружений Днепровского каскада и сделать все возможное для обеспечения своевременного проведения комплекса ремонтных работ на шлюзах речных водных путей Украины.