Двойные стандарты: почему локализация производства работает в ЕС, но ее внедрение в Украине вызывает негативную реакцию партнеров?

Facebook Поделиться
Двойные стандарты: почему локализация производства работает в ЕС, но ее внедрение в Украине вызывает негативную реакцию партнеров?

Представительство Европейского Союза в Украине выразило «серьезную озабоченность» намерениями Украины поддержать национальных производителей и ввести требование локализации производства в отрасли машиностроения при осуществлении государственных закупок. Напомним, речь идет о законопроекте №3739, который внесенный в Верховную Раду, а также соответствующий проект постановления Кабмина. Ими предлагается установить требование по локализации производства машиностроительной продукции на 25-40%. В случае принятия норма будет распространяться на производителей железнодорожного транспорта, городского пассажирского транспорта, коммунальной техники, энергетическое машиностроение.

Европартнеры называют эти, безусловно, необходимы для остановки рецессии украинской экономики, документы «дискриминационными и нарушающими международные обязательства Украины».

Однако, во-первых, подобные нормы приняты и в самом ЕС, во-вторых же, Соглашение об ассоциации с Евросоюзом позволяет вносить определенные коррективы, которые могут и должны обсуждаться между партнерами.

Это подчеркнули в Украинском союзе промышленников и предпринимателей. Здесь активно поддерживают требование локализации производства, ведь только так украинские высокотехнологичные отрасли получат шанс «на жизнь».

«Только в апреле производство в сфере машиностроения упало почти на 20%. В общем промышленность Украины за 5 месяцев 2020 сократила объемы еще на 9%. Такие тенденции, напомним, продолжаются годами. Страна торгует преимущественно сырьем (70% экспорта), миллионы украинских заробитчан ищут работу в Евросоюзе и даже на других континентах, поскольку ни уровень жизни, ни уровень заработных плат в Украине не позволяет рассчитывать на какие-то перспективы. По данным самих международных партнеров, 60% украинцев живет за чертой бедности, в соответствии с соотношением доходов и расходов домохозяйств. Гиганты промышленности — это источники рабочих мест и возможность наполнять местные и центральный бюджет. Локализация производства — это шанс для отечественной промышленности, которая и так в неравных условиях с иностранными производителями. Хроническая нехватка оборотных средств, дорогостоящие кредиты в Украине (еще недавно под 22-25% годовых, тогда как в ЕС ставка 0-3%), поэтому отсутствие модернизации и др. - просто обескровливают национального производителя», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.

В деловом союзе напомнили: в рамках Соглашения об ассоциации Украина-ЕС предусмотрена возможность вносить коррективы и переговорный процесс.

Кроме того, неравенство условий европейских и украинских производителей не заметить невозможно, особенно после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Не говоря о значительно более дешевых кредитов (результат более развитых экономик стран ЕС), ЕС обсуждает пакет стимулов для занятости и поддержки своих предприятий от 500 млрд евро до 1,5 трлн евро. Обладает Украина равнозначными средствами, которые будут направлены на спасение МСБ и крупных предприятий от банкротства и закрытия, или массового увольнения рабочих? Однозначно нет.

Поэтому механизм локализации производства — это тот ресурс, которым страна хоть как-то может сдержать галопирующую деиндустриализацию и рост безработицы. Заставлять нас отказаться от него — значит загонять страну и дальше исключительно в долговую яму без перспектив.

Также стоит понимать, что локализация производства — это не уникальная идея, которая планируется к внедрению в Украине. Более того - ею пользуются и в ЕС, и в США, и в Китае и тому подобное. Собственно, чем развитые экономики, тем больше они пользуются этим принципом.

Так, во время кризиса 2008 году Конгресс США включил статью «Покупай американское» в «American Recovery and Reinvestment Act» от 2009 года (что предполагало гигантскую сумму финансовых стимулов в размере 787 млрд долл.).

В Евросоюзе требования локализации определяются в особых условиях публичных закупок. Госзаказчик может отклонять предложения, если более 50% составляющих стоимости товара или услуги не будут европейского происхождения. Европейские заказчики выставляют требования о наличии производства на территории ЕС для участия в закупке, об опыте поставки именно на территорию ЕС и др. В частности, ознакомиться с этими положениями можно в Евродирективе 2014/25 / ЕС.

Те же США, ЕС в свое время так или иначе вводили ограничения на импорт стали, от чего, в частности, страдала и Украины, основной экспорт которой — это и есть АПК и горно-металлургическая продукция.

«Вводя требования о локализации — это создание новых рабочих мест, развитие наукоемких отраслей экономики, национальный контроль над стратегическими сферами. Каждое рабочее место в сфере машиностроения даст еще 8-9 по производственной цепочке (логистика, металлургия и т.д.). Без этого безработица и необходимости государственной помощи будет беспощадно давить на и без того дефицитный украинский бюджет. Если мы хотим постепенно преодолевать последствия кризиса и выходить на траекторию роста экономики, укрепления конкурентоспособности государства и производителей - нужно искать компромиссы с нашими европейскими партнерами, но не отходить от национальных интересов при этом. Уверен, наши с Евросоюзом позиции общие: экономически стабильная и развитая Украина. От этого и нужно отталкиваться в переговорах», - подытожил Анатолий Кинах.