Главное в экспортной стратегии Украины c 2022 года - ресурсы для экспортной экспансии

Facebook Поделиться
Главное в экспортной стратегии Украины c 2022 года - ресурсы для экспортной экспансии

Украина продолжает торговать на внешних рынках с отрицательным балансом, поставляя преимущественно сырье и игнорируя изменения мировой конъюнктуры по целому ряду факторов - новую администрацию в США, противоречия с китайскими инвесторами, влияние Brexit и пандемии коронавируса на ЕС и тому подобное. Номинально принята в 2017 году Экспортная стратегия является декларативным документом, который все это время не решает важных для бизнеса задач, а Экспортно-кредитное агентство, которое могло стать мощным инструментом финансовой поддержки, до сих пор не заработало в полной мере. Экспортеры убеждены: экономический блок правительства, Министерство иностранных дел должны вместе с бизнесом выработать экспортную инфраструктуру, а саму Стратегию в этой области сделать максимально конкретной, с четким перечнем целей, путей их достижения, а также ежегодной ревизии результатов.

Так в УСПП отреагировали на анонсирование Минэкономики обновления экспортной стратегии Украины. Напомним, действующий документ действует до 2021 года включительно.

Чиновники обещают создать площадку, на которой представители государства вместе с бизнесом выработают предложения по точкам роста экспорта, меры правительства по его стимулированию, а также по усилению экспортных институтов или о создании новых органов.

«Один из болезненных вопросов — это отсутствие в Украине системы финансового обеспечения, страхование рисков, условий участия компаний в тех тендерах, которые проводятся на поставку продукции и услуг за рубежом. До сих пор не действует Экспортно-кредитное агентство - несмотря на принятое законодательство. В настоящее время около 70% отечественного экспорта — это сырье. А мы знаем о прогнозах развития мировой экономики, они достаточно неутешительны. Причины разные, начиная с пандемии, отношений США с Китаем и заканчивая Брекситом, и в этих условиях пострадают экономики, основанные на продукции с низкой добавленной стоимостью. Украине не следует выдумывать «велосипед» - нужна полноценная деятельность ЭКА, торгово-экономических представительств за рубежом и усилия по улучшению инвестиционного климата в Украине. Напомню, что в 2020 году отток прямых чистых инвестиций составил 400 млн. долларов. Нам нужны средства для модернизации производств с последующим экспортом товаров, а это или инвестиции, или кредитование. Нужно то и другое. Плюс максимальная поддержка государством экспорта высокотехнологичной продукции. Такие возможности есть. К примеру, пандемия не помешала экспорту украинских трамваев «Татра» в Египет», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

В деловом союзе отмечают несколько тенденций: во-первых, в мире продолжается дальнейшая волна протекционизма: за два года количество торговых ограничений возросло почти вдвое. Помимо того, Украина в локализации производства и предоставлении преференций национальному производителю продвигается очень медленно, заказывая катера, локомотивы, трамваи, вертолеты и тд. за рубежом, хотя имеет собственные мощные предприятия в этой сфере. И это уже вопрос к принятию целого ряда необходимых законопроектов и программ.

Во-вторых, количество рабочих мест в промышленности сокращается (за год около 50-60 тысяч). К примеру, по данным Госстата в 2018 году было занято в промышленности 2 млн.110 тысяч, а в 2019 - 2 млн.37 тысяч. При этом заявления чиновников, что количество рабочих мест можно увеличить достаточно легко, нужно одно волевое решение - неправда. Ведь стоимость создания нового рабочего места в индустрии варьируется в пределах нескольких десятков тысяч долларов. Поэтому чисто одни «инвестиционные няни» или гранты в 150 тыс. грн. отдельным трудовым мигрантам, что вернулись, ситуацию кардинально не изменят, по крайней мере на уровне государства и региона. Нужны комплексные программы модернизации для отраслей промышленности. В том числе, чтобы такие документы коррелировались с экспортной стратегией.

В противовес Украине, в таких развитых странах, как США, Китай, Германия и др .. - первоочередное внимание к динамике рабочих мест, с акцентом на развитие технологических, инновационных сфер. И именно в эти и другие страны происходит отток «мозгов» из нашей страны. Потому трудовая миграция — это не только сбор клубники в Польше или строительство в Чехии, но и потеря высококвалифицированных кадров в инженерии и тому подобное.

В УСПП говорят: способствовать экспорту — это не просто показать перспективный рынок (в МИД на следующий период таким назвали страны Африки). Для малого и среднего предпринимательства такое практически недоступно из-за необходимости огромных финансовых инвестиций - от оплаты штата юристов, аналитиков-экономистов, заканчивая потребностями капиталовложений на этапе «завоевания» нового рынка.

«Это непростая задача, а если уже найденную нишу на мировом рынке оставить даже на некоторое время - очень сомнительно, что туда удастся вернуться», - имеют позицию эксперты делового союза.

Следовательно, речь опять же идет о страховании рисков (ЭКА) и экспортной стратегии, которая бы действовала с учетом реальных ресурсов и предложила пути решения этих и других барьеров для МСБ. Ведь именно малый и средний бизнес сейчас (не считая сырьевых поставщиков по АПК и металлургии) - наиболее активный экспортирующий сегмент рынка.

Для создания национальной экспортной отрасли и ее инфраструктуры потребуются значительные инвестиции, и здесь уже можно говорить о государственно-частном партнерстве.

Именно эти и другие вопросы должны стать ключевыми в обсуждении Экспортной стратегии Украины на следующий период, заключили в УСПП.

Напомним, баланс внешней торговли товарами и услугами Украины за 2020 года сведен с дефицитом 1,677 млрд евро, а экспорт просел на 2%.