Государственное регулирование цен должно учитывать не только платежеспособность потребителей, но и состояние промышленности

Facebook Поделиться
Государственное регулирование цен должно учитывать не только платежеспособность потребителей, но и состояние промышленности

УСПП поддерживает временное государственное регулирование цен на социально значимые продукты при условии расчетов и прогноза последствий для производителей данных групп товаров. 

Накануне деловой союз сам обратился к главе правительства Д. Шмигалю с аргументацией значительного разрыва между официально установленным прожиточным минимумом и фактической стоимостью продуктовой корзины. Сейчас он отличается, по меньшей мере, вдвое. Кроме того, по итогам 2021 года потребительская инфляция достигла 10% и будет иметь тенденцию к росту. Основные причины – ухудшение ситуации в промышленности (инфляция за прошлый год 62%), высокие цены на энергоресурсы, дальнейший рост цен на товары – хлеб, масло, молоко, сахар и т.д.

За 2021 год растительное масло подорожало на 48%, яйца на 11,5%, сахар на 35%, мясо на 12,9%, овощи на 12,7%. В основном причина – аномальный рост цен на газ и электроэнергию. Цена на газ для промышленности за год выросла с 5-6 до 60 гривен за кубометр.

При этом правительство по требованию промышленного сообщества пообещало поддержку некоторым (перечень далеко неполный) отраслям, что заключается в ограничении наценки на газ до 24%. Впрочем, торги, которые должны были состояться 12 января, перенесли на 14 января. Механизмов, по которым трейдеров обяжут поставлять более дешевый газ нет, хотя речь идет о голубом топливе собственной добычи. И этот процесс должен контролировать правительство - от добычи до распределения.

Сейчас действия правительства выглядят достаточно хаотичными и бессистемными. Хотя промышленники еще в октябре 2021 года добились внести в протокол встречи с Премьер-министром пункт о поддержке отраслей, наиболее пострадавших от скачка тарифов на газ.

О критической ситуации говорили на заседании УСПП в конце декабря представители химической отрасли, стекловаров, легпрома, тепличного хозяйства и многие другие. Совместное обращение с просьбой провести срочную рабочую встречу с производителями направлено главе правительства Д. Шмигалю.

В таких обстоятельствах необходимо продумать механизмы не только госрегулирования цен на товары, чтобы защитить потребителя, но и поддержать производителей. А ведь в себестоимость продукции закладывается именно цена на газ и электроэнергию. Работать в убыток бизнес не сможет, поэтому актуальной остается потребность распределения газа собственной добычи для всех (не отдельных!) пострадавших и зависимых от данного ресурса отраслей. Его себестоимость, напомним, 3-4 грн. за кубометр, а, по оценкам экспертов, потенциал добычи углеводородов в Украине 1,1 трл. кубометров. Пока же Укргаздобыча только сокращает добычу – падение за год на 3,7%.

У нас предложенный предельный уровень надбавки на 11 товарных групп не должен превышать 10% при действии карантина. В список товаров вошли определенные виды хлеба, яйца, масло и тд. При этом обосновывается, что производители данных товаров получат указанную выше скидку на газ. Пока этого не произошло, а регулировка уже стартовала. Другой нюанс, почему льготу не получили производители гречки, сахара и макарон, вошедших в список социально значимых продуктов – ответа нет.

Относительно регулирования цен очевидно, что сейчас нужны антикризисные действия, ведь потребительская корзина все больше давит на семейные бюджеты, при том, что платежеспособность населения не растет. Напомним, по данным Госстата, украинцы тратят на продукты 40% своих доходов. В США, Канаде, Австралии – всего 10%, в соседних Польше, Румынии, Словакии – от 16 до 25%.

Однако параллельно правительство должно принять меры по минимизации влияния скачка цен на энергоресурсы для производителей и видеть регулирование как временный метод.

“Сейчас чтобы быть конкурентоспособными, наши производители и так максимально сдерживают наценки. Ведь понятно, что давит и импорт, в том числе тех же продуктов тепличного хозяйства, химических удобрений, молочных продуктов, товаров с добавленной стоимостью в АПК (макароны и т.д.). Сейчас, если правительство не поддержит производителей, то они, уменьшив торговую надбавку, увеличат расходы - и в результате будет все равно рост цены. Если расходы производителей не покрываются ценой, то определенных товаров вообще не будет или они поменяют категорию, чтобы не подпадать под регулирование. Это нужно понимать, идя на такой шаг без параллельных антикризисных мер”, – говорит президент УСПП Анатолий Кинах.

К слову, Украина не единственная в Европе, пошедшая на такой шаг – на днях госрегулирование цен на 6 видов потребительской продукции ввела Венгрия. Однако в ЕС ситуация намного лучше, и даже несмотря на рост цен на газ и электроэнергию, у местных производителей есть конкурентные преимущества над украинскими.

«Длительная пандемия, энергокризис, сложная геополитическая ситуация, погодные условия в некоторых регионах мира привели к росту цен на продовольствие на международных рынках. Отдельные эксперты полагают, что они уже достигли десятилетнего максимума. Удорожают энергия, упаковка, сырье, логистика и т.д. Страны справляются с этим по-разному, но уже можно сказать, что в ЕС, например, ситуация лучше. Производители имеют дешевые кредиты под ставки в 0-5%, прочие финансовые или нефинансовые стимулы от государства. Украинские предприниматели этим похвастаться не могут. Высокая энергоемкость производств, высокие ставки кредитов, аномальные цены на газ, риски, вызванные непрогнозируемым налоговым полем – все закладывается в цене», – говорит Анатолий Кинах.

Поэтому УСПП, Антикризисный совет общественных организаций настаивают на комплексности действий правительства по данному направлению. Кроме антикризисных мер в энергосекторе, нужны еще и дополнительные консультации по внедрению налоговых новаций (№5600 и др. против которых выражалось деловое сообщество), удешевление кредитов для производителей и т.д.