
В 2022 году приватизация принесла в госбюджет 1,7 млрд грн при плане в 8 млрд грн, пишет GMK Center.
Несмотря на войну, в Украине продолжается процесс приватизации. Она была приостановлена после начала полномасштабной войны, а в сентябре 2022 года была перезапущена малая приватизация. Сейчас Фонд государственного имущества (ФГИ) ожидает условий для продолжения большой приватизации. Впрочем, в условиях войны шанс на привлечение стратегических инвесторов крайне низкий.
Что касается самого процесса приватизации, то, согласно комментарию Украинского союза промышленников и предпринимателей GMK Center, в государственной собственности обязательно должны быть ключевые предприятия оборонки, критической инфраструктуры, энергетического сектора, машиностроения, которые определяют параметры национальной безопасности.
Деловое сообщество согласно, что поиск инвесторов для небольших и средних производств/площадок должен оживить деловую активность в условно безопасных регионах и несколько улучшить релокацию индустрии.
В УСПП связывают низкую эффективность деятельности сотен госпредприятий с кризисом государственного менеджмента, ведь в последние годы в правительстве вообще не говорили о модернизации или поиске рынков сбыта для этих производств. Как пример - Одесский припортовый завод.
По итогам прошлого года только треть таких компаний приносила прибыль.
В то же время, нет основательного анализа причин такого положения.
В условиях военного положения нам действительно нужны быстрые, но выверенные решения. Поэтому оценка стоимости активов должна быть прозрачной, а если это предприятие, способное производить технологическую продукцию/осуществлять переработку и т.д. - то приватизация должна быть с условием продолжения профессиональной деятельности и сохранения рабочих мест. Как и при релокации - для каждого случая нужен отдельный бизнес-план. Это задача правительства, местных органов власти, а также собственно промышленников и предпринимателей.
Нужно кредитовать местных предпринимателей для выкупа и налаживания работы объектов государственной собственности, вместе с ними согласовывать формат дальнейшей работы производства и т.д.
Отвечая на вопрос, с какими проблемами может сталкиваться приватизация во время военного положения, то очень важно наличие четкого механизма страхования от военных рисков. К примеру, для немецких инвесторов в Украине это сделало немецкое правительство, и нам известно о крупной компании, которая начала затем строительство уже второго завода в нашей стране. Несмотря на войну. Поэтому такой механизм страхования необходимо разработать КМУ совместно с ВРУ и международными партнерами, финансовыми организациями.
Другой проблемой может стать оценка активов, выставляемых на продажу. Понятно, что во время войны, имея повреждения или потерю каких-то помещений/оборудования и т.д. стоимость таких предприятий/объектов будет ниже рыночной. Но опять же, нужно смотреть на перспективу: если на условный завод, который годами уже не работал, зайдет инвестор с условиями продолжения профильного производства, создания новых рабочих мест и т.д. - то это и будет выгода для государства, а не та единовременная сумма, которую он заплатит.
Подытоживая, считаем целесообразной приватизацию на уже названных условиях, преимущественно для малых и средних предприятий. Крупные стратегические объекты должны рассматриваться для приватизации через призму национальных интересов, анализа влияния на безопасность, обороноспособность, структуру экономики, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, четких технико-экономических расчетов и прогноза последствий.