Эксперты обсудили необходимость сохранения человеческого капитала для восстановления Украины после победы

Facebook Поделиться
Эксперты обсудили необходимость сохранения человеческого капитала для восстановления Украины после победы

Согласно данным ООН, количество зарегистрированных в странах мира украинских беженцев составляет 6,3 млн человек. По экспертным расчетам, в странах Европы находится от 3,7 до 4,8 млн человек.

Половину вынужденных мигрантов за рубежом составляют дети, а большинство взрослых - женщины 25-49 лет. Согласно разным прогнозам, от 40% до 60% мигрантов могут остаться за границей (с течением времени склонность мигрантов к возвращению постепенно снижается).

По оценке Министерства экономики, в течение следующих десяти лет Украине придется дополнительно привлечь 4,5 миллиона сотрудников на рынок труда.

Следовательно, разработка государственной политики возвращения вынужденных мигрантов наряду со стимулирующими мерами для преодоления будущего дефицита рабочей силы должны стать неотъемлемой составляющей послевоенного восстановления, которое будет реализовываться в рамках Плана восстановления от последствий войны.

Об этом шла речь на заседании УСПП и Антикризисного штаба устойчивости экономики в условиях военного положения. К мероприятию присоединились представители Минэкономики, Минсоцполитики, Верховной Рады Украины, работодатели, профсоюзы, ученые из Национальной академии наук и т. п.

По словам президента УСПП, председателя Антикризисного штаба Анатолия Кинаха, от скорости создания условий для развития бизнеса, роста уровня благосостояния и качества жизни граждан зависит процент тех "беглецов от войны", кто вернется в Украину - сейчас или уже после победы.

"Пока есть ситуативные меры и слабо скоординированные действия в этой области", - отмечает лидер делового сообщества.

УСПП, который уже неоднократно подавал свои предложения в правительство и парламент, настаивает: государство должно формировать четкие базы данных тех, кто выехал за границу, спасаясь от войны; мониторить их настроения и потребности.

В частности, специалисты давно говорят: решение о возвращении зачастую принимают даже не женщины, уехавшие с детьми, а сами дети. Если Минобразования разработает простую и понятную программу поддержки связи с учениками, которые переехали за границу, продолжение их вовлеченности в социальные активности в школах Украины и т.д. - это уже повысит уровень возвращения семей на несколько пунктов. И это лишь один пример того, что можно и нужно делать.

Другая задача - формировать условия для роста заработных плат в Украине. Среди беженцев высокий уровень молодых людей с высшим образованием - от 70 до 79%. В основном это жители крупных городов. Сельское население в основном осталось в Украине. Они вернутся, если уровень доходов в Украине и ЕС не будет таким разительным, как он есть сейчас.

Очень важно нивелировать любые линии разделения общества. Например, на тех, кто служил в ВСУ, тех, кто остался в Украине и тех, кто выехал и устраивал свою жизнь за рубежом. Все эти категории будут иметь разный опыт переживания войны и разную степень вовлеченности в получение победы.

"Среди воинов, прошедших фронт, есть высокий уровень желания быть социально активными после победы, влиять на формирование повестки дня в стране", - отметил Василий Крутов, вице-президент УСПП, генерал-лейтинант СБ Украины в отставке, первый руководитель АТО в 2014 году, доктор юридических наук.

Элла Либанова - директор Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи - отмечает: для военнослужащих, конечно, должны быть льготы и преференции. С этим соглашается все общество. Основной вопрос к тому, нужно ли выделять льготами и особой поддержкой тех, кто выехал, желая их вернуть в Украину? Это может вызвать волну возмущения у тех украинцев, которые всю войну оставались на родной земле, платили налоги, поддерживали местный бизнес, производителей и т.д.

По убеждению УСПП, выходом здесь может быть только следующая формулировка: льготы и поддержка государства необходима тем украинцам, которые потеряли жилье и имущество, независимо от того, выехали они из Украины или остались.

Для всех остальных граждан, получивших временное убежище в ЕС, Великобритании, Канаде, США и т.д. - стимулы для возвращения домой должны быть опосредованные. Это повышение уровня образования, заработных плат в Украине, наличие гибкой системы переквалификации, экологические решения для городов и тому подобное.

Особое внимание должна получить демографическая ситуация, ведь по состоянию на начало лета 2023 года на подконтрольных Украине территориях проживает около 31,6 млн. граждан. Как эта цифра будет меняться - зависит от сроков окончания войны.

"Если опираться на вариант победы в 2025 году с выходом на границы 1991 года (возвращение Крыма предполагается позже), можно ожидать, что в 2030 году в Украине будет проживать 32-35 млн. человек", - отметила Элла Либанова.

При этом она отметила, что депопуляция неизбежна при любых условиях. Чтобы поддерживать упомянутые цифры, придется ежегодно привлекать около 300 тыс. мигрантов из других стран. И здесь есть много как плюсов, так и очевидных минусов.

Уже сейчас происходит снижение плотности населения, особенно по отдельным территориям. Запад Украины (кроме Львовщины и Франковщины) уже доходит до экологической границы по количеству жителей. После победы рабочие места все так же будут концентрироваться вокруг мегаполисов: Киева, Львова, Харькова, Одессы, Днепра.

Поэтому нужна система стимулов для работодателей из областей, соседних с враждебными РФ и Беларусью, чтобы они продолжали ведение бизнеса, производства в этих регионах, тем самым обеспечивая сохранение определенного уровня рабочих мест, поэтому социальной инфраструктуры и тому подобное. В первую очередь это касается Сумщины и Черниговщины, которые и до полномасштабной российской агрессии испытывали экономические дисбалансы.

Важное наличие эффективной системы медицинской реабилитации и психосоциальной адаптации ветеранов войны, а также тех, кто пострадал от войны.

"Отдельная категория, о которой сейчас не говорят - это дети. И правительству, и экспертам, и самим родителям - всем нужно думать, как минимизировать влияние войны на детей", - сказала Э.Либанова.

Эти и другие предложения будут аккумулированы в Решение Антикризисного штаба, которое направят в парламент и правительство для продолжения совместной работы в указанных направлениях.

УСПП предлагает принятие отдельной Стратегии сохранения и развития человеческого потенциала, которая учитывала бы реалии военного положения и уже озвученные прогнозы послевоенного восстановления. Она должна коррелироваться с Планом восстановления Украины, который, к слову, так и не финализирован. Деловое сообщество настаивает на его принятии и дополнении отраслевыми программами развития.