Локализация промышленного производства в Украине создаст десятки тысяч рабочих мест и даст прирост ВВП

Facebook Поделиться
Локализация промышленного производства в Украине создаст десятки тысяч рабочих мест и даст прирост ВВП

На госзакупки на государственном и местном уровне ежегодно уходит около 700 млрд грн. Парадоксально, но в высокотехнологичных отраслях, которые развиты и в Украине, часто приоритет отдается импорту, иногда - откровенному «секонд-хенду» - польским трамваям, электричкам из Евросоюза, которые не используются там с 90-х годов и тому подобное. МВД Украины закупает французские вертолеты, а отечественная «Мотор-Сич» имеет дешевые аналоги с тренировочной базой и инфраструктурой, впрочем, такая продукция почему-то не востребована на родине.

Помимо того, экономическая рецессия - как мировая, так и национальная, вызванная пандемией коронавируса, стала спусковым крючком затяжного кризиса в украинской промышленности.

За 5 месяцев 2020г. на 18-19% сократилось производство в машиностроении - именно технологического, с высокой добавленной стоимостью продукта. Всего за 5 месяцев этого года украинская индустрия показала -8,7%. Критическим является положение в авиа-, авто-, судостроении и других сферах.

Выход - во внутренних заказах, активизации национального рынка, создание производственных цепочек между отечественными предприятиями. Простой пример - проблему критической изношенности локомотивов и подвижного состава «Укрзализныци» (иногда до 90%) можно решить программами локализации, импортозамещения для высокотехнологичной продукции - современных локомотивов, которые можно разместить на отечественных заводах, на том же Крюковском и др. Это будет иметь значительный мультипликационный эффект по смежным предприятиях и отраслях. Чтобы производить те же вагоны, нужные запчасти, производители запчастей, в свою очередь, будут покупать украинский металл. Сфера металлургии, которая, кстати, всегда была экспортоориентированной, сейчас также проседает - по объективным причинам на внешних рынках, падение спроса на сталь и тому подобное. Поэтому возможность реализации продукции в Украину является логичным и экономически целесообразным выходом.

Поэтому, УСПП, другие деловые объединения Украины уже не первый год отстаивают введение принципа локализации производства при тендерных закупках. Пока мы наполняем бюджеты других стран, при этом не создавая рабочих мест в Украине и не давая заказов собственным производителям - нечего говорить о росте ВВП, экономической стабильности или привлекательном инвестиционном климате. Промышленники поддержали в свое время тематический законопроект «Покупай украинское», и поддерживают нынешнюю инициативу законодателей - законопроект №3739 о локализации производства, который разработанный по требованию представителей индустрии и бизнеса.

Документ подан в Верховную Раду, он распространяется на четыре области машиностроения: железнодорожный и городской пассажирский транспорт, коммунальную и специальную технику, энергетическое машиностроение.

Локализацию предусмотрено установить на уровне 30 процентов - такой должна быть доля украинского сырья и основных материалов.

«Американские патрульные катера, закупка импортных локомотивов, вертолетов - десятки миллиардов гривен из бюджета, который имеет огромный дефицит, направляются в экономики других стран. Самое время поддержать национального производителя. Так, в Евросоюзе требование локального компонента производства составляет 50% (продукты энергетики, транспорта, автоматизированных систем и др.), Поэтому это вполне нормальная практика», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

В УСПП подготовили комплексные документы «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет» и приложение к нему - неотложные антикризисные меры, которые сейчас изучаются в правительстве, обрабатываются в парламенте. Некоторые предложения уже учтены, другие - например локализация производства - еще на стадии обсуждения. Однако и темпы, и объемы экономических реформ слишком медленные и недостаточны в тех кризисных условиях, в которых оказалась промышленность и бизнес в Украине.

Поэтому УСПП, Антикризисный совет общественных организаций Украины, их партнеры - ТПП Украины, ФРУ, ведущие бизнес-ассоциации, крупные бюджетообразующие промышленные предприятия ( "Мотор Сич", Крюковский вагонзавод, корпорация "Электрон" и др.). обратились к Президенту Украины В.Зеленскому с призывом провести личную встречу с промышленниками и очертить антикризисную программу действий для индустрии.