
Международный валютный фонд продлил программу stand by для Украины, что означает перспективу получения 2,2 млрд долларов в течение года. В опубликованном Меморандуме говорится о 12 «маяках» для украинских властей, которые они должны выполнить для стабильного получения кредитных средств.
Несомненно, некоторые из них вполне положительны, а вот другие вызывают вопросы.
В частности, речь идет об обязательствах предпринимать дальнейшие шаги для усиления конкуренции на рынке газа. Это в краткосрочной перспективе приведет к росту тарифов.
Об этом заявили в УСПП.
«Рынок газа мы должны внедрять, но после прохождения кризисного периода и выработки стратегии обеспечения энергетической безопасности в новых условиях – из-за достройки Северного потока-2, роста стоимости энергетического угля, очевидной нехватки генерируемых объемов зеленой энергии», - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
За комуналку украинцы уже задолжали 64,4 млрд. грн., а некоторые отрасли промышленности – агропереработка, химическая отрасль и т.д. – предстали перед угрозой разрушения. Индустрия в целом уже не может позволить себе природный газ по имеющимся ценам.
Среди «маяков» Меморандума – утверждение бюджета 2022 года с целевым показателем дефицита 3,5% ВВП, аудит Фонда борьбы с коронавирусом, принятие дорожной карты по выводу ПриватБанка и Ощадбанка на рынок для частичной или полной приватизации.
Неясен пункт об изменениях в налоговом законодательстве (ноябрь 2021), предусматривающий увеличение ставок налогов и расширение базы налогообложения. Это при том, что в Украине, в отличие от стран ЕС, не внедрялись системные антикризисные программы для предпринимательства в течение всего периода коронавирусной пандемии. Следовательно, отечественные производители, поставщики услуг, экспортеры уже давно работают в неконкурентных условиях с иностранными.
Также Меморандумом предусматривается подготовка к 1 декабря 2021 годового плана по улучшению выполнения налогоплательщиками налогового законодательства, создания спецподразделения ГНС, что будет анализировать активность налогоплательщиков с высоким уровнем доходов и т.д.
«И если требование упорядочить, наконец, антикоррупционную систему, провести соответствующие аудиты – это позитив, то все, что касается энергетической, налоговой, денежно-кредитной, промышленной политики – это украинское домашнее задание. Оно не должно быть привязано к кредитам, а исключительно к интересам собственной экономики», - отметил Анатолий Кинах.
Промышленники продолжают настаивать: брать на себя соответствующие обязательства, не считая низкой платежеспособности населения, деиндустриализации и т.д. – нельзя.
В сущности, нет и стратегии уменьшения долгового давления. По состоянию на октябрь 2021 года совокупный государственный и гарантированный государством долг Украины превышает 90 миллиардов долларов (примерно 2 трлн. 364 млрд. 931 млн. гривен). На его погашение в 2022 году в проекте госбюджета закладывается 560 млрд. грн. Для его реструктуризации правительство приняло стратегию, предполагающую увеличение внутренних заимствований с одновременным сокращением внешнего долга.
Доля расходов на обслуживание внутреннего и внешнего госдолга составляет 40-50% доходной части госбюджета в 2021-2022 годах. Высокая доходность ОВГЗ разрушает систему кредитования настоящего сектора экономики.
«Увеличение доходности ОВГЗ под 12-14% годовых – это прямой путь к дальнейшему падению кредитования реального сектора экономики. Банки не кредитуют бизнес, программы "Доступные кредиты 5-7-9" недостаточно", - отметили в УСПП.
В деловом союзе принципиально выступают за то, чтобы заемные средства направлялись на финансирование промышленного развития, поддержку бизнеса, программы импортозамещения.
«Транши нужны, прежде всего, для того, чтобы дать толчок к устойчивому развитию. А тогда, когда увеличится ВВП и доходы, государство сможет без финансово-политического давления спокойно решать, какой кредит, в каком объеме и от какого международного банка ему нужен», - считает Анатолий Кинах.
Также он отметил, что Украине нужно учиться осваивать другие инвестиционные, кредитные портфели, предоставляемые Всемирным банком, ЕБРР и т.д. Речь идет о миллиардах долларов, впрочем, участие Украины в данных проектах на низком уровне. В частности, нет четких программ, подготовленных профессиональных команд и т.д.