На «экваторе» своей каденции Президент должен консолидировать общество для решения системных проблем: депопуляции, промышленного кризиса

Facebook Поделиться
На «экваторе» своей каденции Президент должен консолидировать общество для решения системных проблем: депопуляции, промышленного кризиса

Говоря об итогах 2021 года, не нужно обходить вниманием и проблемы. А они системные и чрезвычайно угрожающие развитию Украины.
Об этом заявил президент УСПП, председатель Национального трехстороннего социально-экономического совета Анатолий Кинах.
Население Украины сокращается одним из самых быстрых темпов в мире. Такие данные недавно обнародовала ООН, отметив, что к 2050 году украинцев останется всего 35 млн.
«Низкий коэффициент рождаемости, высокий уровень смертности и постоянный рост внешней миграции разрушают человеческий капитал Украины, а значит, и основу для устойчивого развития», – говорится в справке ООН. За 11 месяцев 2021 природная численность населения снизилась на 380,2 тыс. человек. НА 100 смертей только 39 новорожденных.
По данным УСПП, от 5 до 7 млн украинцев выехали заграницу для трудоустройства. 60% из них не планируют возвращаться, платят налоги и взносы в Пенсионные фонды страны пребывания. Наряду с трудовой миграцией растет и бизнес-миграция. Так, польское агентство занятости «Gremi Personal» отметило, что в 2021 году у 4 из 5 экономических иммигрантов из Украины были планы или они собирались начать собственный бизнес в Польше. За последний год количество украинских бизнес-проектов в Польше выросло до 5,9 тыс.
Кроме того, недавно Польша упростила разрешительную систему на трудоустройство – трудовым мигрантам можно работать до 2 лет без необходимости получать официальные разрешения.
«Это потерянный человеческий ресурс, причем мы привели пример только одной страны. Сколько наших эмигрантов в Чехии, Италии, Германии, США и Канаде трудно даже подсчитать. Системных программ поощрения возвращения их домой нет, по сути, как и благоприятного налогового поля вести свое дело в Украине», - отметил Анатолий Кинах.
Промышленники и предприниматели озабочены фактом принятия закона №5600, что только усилит давление на малый и средний бизнес, а также мелкое фермерство и даже производителей сельхозсырья для собственных нужд.
«Не корректны заявления чиновников и парламентариев, что этот проект наполнит бюджет миллиарды грн. Он в перспективе только ухудшит экономическое положение и усугубит трудовую миграцию, отток перспективных бизнес-идей», - отмечают в УСПП.
«Это очень опасная ситуация, ведь, используя и в дальнейшем имеющиеся подходы, мы будем продолжать зависимость от внешних займов, а не развития собственной экономики», - говорит лидер делового сообщества.
Госдолг Украины продолжает систематически расти. Программа stand-by, по которой Украина сотрудничает с МВФ, не отвечает стратегическим интересам страны в долгосрочной перспективе, ведь средства направляются на покрытие дефицита бюджета, текущее потребление и т.д. Нужно привлекать их в реальный сектор экономики, страдающий нехваткой ресурса и высокой налоговой нагрузкой.
«Программы «Доступные кредиты 5-7-9» недостаточно. Средние ставки для бизнеса слишком высокие, а банки предпочитают скупать ОВГЗ с высокой доходностью в 12%, чем предоставлять займы предпринимателям. Кредитование банками бизнеса в Украине на уровне 10%, в Польше – 60%. Ставка НБУ тоже растет, сейчас на уровне 9%. Поэтому правительство, Нацбанк, представители общественных организаций бизнеса должны совместно согласовать механизм возобновления кредитования экономики в достаточных объемах. Нормативно закрепив это решение», – отметил президент УСПП.
Также обеспокоенность вызывает рост случаев рейдерства в Украине – в 3 раза по сравнению с 2015 годом. Частный капитал до сих пор остается незащищенным, реформа судебной системы незавершенной. Это отпугивает иностранных инвесторов, а национальные капиталовкладчики уходят в тень. И хотя официальная цифра теневой экономики – 28-30%, на самом деле таковая достигает 45% не менее.
И вопрос здесь не в честности предпринимателя, а в том, что созданы условия, при которых работать прозрачно часто означает банкротство. Государство не внедрило за эти 2 года системные антикризисные программы поддержки бизнеса, как это сделали США, ЕС, Япония и т.д. Де-факто наедине осталась промышленность с аномальным ростом цен на энергоресурсы. Несмотря на заявленную поддержку авиа-, ракетно-космического строительства и других стратегических отраслей, финансирование их недостаточно, о серийном производстве до сих пор речь не идет», - отметили в УСПП.
Помимо того, почему-то за достижения выдаются подписанные миллиардные контракты с Соединенными Штатами Америки, Великобританией (1,7 млрд. фунтов стерлингов), Францией (1,3 млрд. евро), Турцией и т.д. – на поставку тепловозов, электропоездов, вертолетов, пожарной техники, катеров и т.д.
Строительство украинского корвета – и то происходит за границей.
«По сути, мы просто покупаем за сумасшедшие средства продукцию, которая могла бы производиться в Украине с высоким уровнем локализации. Да, для организации производства нужно время, нужно вложить средства в модернизацию, однако в перспективе мультипликационный эффект колоссальный. Рост ВВП, занятости, зарплат и т.д. Это того стоит», - убежден Анатолий Кинах.
Следовательно, промышленники и предприниматели ожидают, что глава государства, Премьер-министр и другие высокопоставленные должностные лица будут акцентировать внимание общества и властных структур для решения данных глобальных задач для Украины. Для этого следует укреплять диалог с гражданским обществом, переосмыслить подходы в кадровой политике, сконцентрироваться на стратегии социально-экономического развития.

«Президенту на экваторе своей каденции нужно четко озвучивать проблемные моменты и консолидировать общество вокруг их решения. Бизнес ассоциации, эксперты, научное сообщество – все готовы подставить плечо и включиться в работу. Надо отходить от текущей конъюнктуры, но обнародовать правдивую деполитизированную диагностику происходящего в экономике и, соответственно, общенациональный план действий. Такое должно касаться сохранения и развития человеческого капитала, инновационной индустриальной политики, стимулирования самозанятости, повышения правовой защищенности, наведения порядка в процессе приватизации и корпоратизации госпредприятий и т.д.», - подытожил Анатолий Кинах.