Обращение участников круглого стола «По проблематике вокруг правовой имплементации с 01.07.2019 г. норм законодательства в деятельности, связанной с операциями с горючим»

Facebook Поделиться
Обращение участников круглого стола «По проблематике вокруг правовой имплементации с 01.07.2019 г. норм законодательства в деятельности, связанной с операциями с горючим»

Обращение

участников круглого стола

«По проблематике вокруг правовой имплементации с 01.07.2019 г. норм законодательства в деятельности, связанной с операциями с горючим»

 

12 июня 2019 

Верховной Радой Украины 23.11.2018 г. был принят Закон Украины «О внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от № 2628-VIII (далее - Закон № 2628), которым с 01.07.2019 г. в корне меняются принципы и система администрирования акцизного налога по реализации горючего.

Участники Круглого стола, которые представляют мощные отраслевые ассоциации и ведущие государственные компании добывающей и перерабатывающий промышленности, энергетики, производителей сельскохозяйственной продукции автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, по итогам обсуждения отметили возможность наступления масштабных негативных экономических последствий и значительных рисков для реального сектора экономики, в связи с введением новых механизмов контроля за оборотом и учетом полного именно для конечных потребителей топлива в определённый законодательством срок.

Указанные риски, по мнения участников круглого стола, создают реальные предпосылки для остановки экономической деятельности с 1 июля 2019 предприятий таких отраслей, как энергетическая, металлургическая, химическая, сферы транспорта и сельского хозяйства, что будет иметь влияние на всю экономику Украины, а значит, ставит под угрозу экономическую безопасность нашего государства.

В ходе обсуждения проблематики участниками Круглого стола был выделен ряд весомых факторов и обстоятельств, которые могут привести к возникновению рисков существенных экономических потерь как на уровне отдельных предприятий, так и видов экономической деятельности в целом:

Во-первых, правовая имплементация норм, введенных Законом № 2628, по контролю за хранением топлива является ничем иным, как переносом бремени по учету и обращения горючего на конечных его потребителей - представителей промышленности, сельского хозяйства и перевозчиков, попыткой перераспределить рынок за счет ограничения операций с горючим его потребителями, поскольку соблюдение определенных требований невозможно из-за отсутствия прозрачных механизмов для их выполнения.

Такая правовая имплементация требует расходования такими потребителями значительных дополнительных финансовых, человеческих ресурсов, не предусмотренных ни финансовыми планами, ни бюджетами компаний, а также затратами времени, превышающей законодательно отсроченный срок вступление в силу соответствующих норм Закона № 2628 (в частности, в случае необходимости проведения тендерных закупок дополнительного оборудования, получение необходимых разрешительных документов).

Во-вторых, отсутствие подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения системы администрирования акцизного налога по реализации топлива (формы Акцизной накладной, заявки на пополнение, нормативов потерь нефтепродуктов при их приемке, хранению, отпуску и транспортировки, положений о применении в технологических процессах авиатопливообеспечения и других).

В-третьих, отсутствие нормативно-правовых актов по урегулированию технических и технологических вопросов, связанных с установкой дополнительного оборудования по учету топлива и передачей данных по показателям такого учета в органы ДФС Украины.

Установка расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков требует временной остановки технологического оборудования и, во многих случаях, вообще невозможным в связи с тем, что существующее технологическое оборудование НЕ предусматривает его дополнительное оснащение такими расходомера и уровнемерами. В авиационной отрасли применения норм этого закона несет угрозу качеству топлива.

Передача данных по учету топлива в режиме 24/7 без вмешательства в процесс человеческого фактора не подкрепленное техническими решениями (в частности, это требует на практике применения специального программного обеспечения с обязательным участием специалиста в сфере учета по горючим), что делает невозможным выполнение требования в передаче данных учета полного день в день до 23:59 для целых сфер экономической деятельности непрерывного цикла.

В-четвертых, наличие дискриминационной составляющей в введенных изменениях, что является нарушением одного из основных принципов налогового законодательства в отношении равенства всех налогоплательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам.

В-пятых, Законом № 2628 были внесены изменения в Закон Украины от 19.12.1995 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (далее - закон № 481), которыми внедряется лицензирования деятельности по производству, оптовой / розничной торговли, хранения горючего.

Соответствующими изменениями введены лицензионные условия, касающиеся предоставления по каждому месту хранения горючего пакета разрешительных документов. При этом отсутствует четкое определение как самого места хранения топлива (от газонокосилки и генератора к резервуару и передвижного транспортного средства), так и возможность выполнить все требования по разрешительной документации.

В-шестых, введение дополнительной финансовой и иной ответственности за нерегистрации акцизных складов (от 1 млн. грн. - по нерегистрации каждого акцизного склада), не установление расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков (от 20 тыс. грн. за не оборудование каждого отдельного резервуара счетчиками), за использование транспортных средств, не указанных в акцизных накладных (санкция в виде изъятия горючего и транспортных средств из свободного обращения), может привести к коллапсу и остановке деятельности многих предприятий, в том в числе тех, что относятся к стратегически важным для экономики Украины.

Выходом из этой ситуации является исключительно отсрочки введения в действие новых правил администрирования акцизным налогом и лицензионных требований с целью их дальнейшей доработки с привлечением представителей реального сектора экономики, в первую очередь, конечных потребителей горючего.

Учитывая вышеизложенное, участники Круглого стола призывают к всестороннему анализу ситуации, предметной аргументации и обращаются к Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, Секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины, председателям фракций и председателям комитетов Верховной Рады Украины с просьбой:

1. Инициировать срочное включение проекта закона (реестр. №10212) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины по улучшению администрирования отдельных налогов и сборов» от 09.04.2019 г. в повестку дня парламента и его рассмотрения по сокращенной процедуре .

2. Отменить лицензирование деятельности всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют расход топлива для нужд собственной деятельности, - конечных потребителей горючего.

3. Привлечь экспертов-участников Круглого стола к всестороннему анализу сложившейся ситуации, и комплексной доработки принятых Законом № 2628 норм законодательства.

Оригинал обращения

Приложение