Очередное повышение тарифов на грузоперевозки УЗ не имеет достаточного обоснования

Facebook Поделиться
Очередное повышение тарифов на грузоперевозки УЗ не имеет достаточного обоснования

На железной дороге с начала осени вырастут тарифы на грузоперевозки. Соответствующий проект приказа Мининфраструктуры проходит финальные согласования.

На перевозку железной руды тариф вырастет с 1 сентября на 8% и с 1 января 2022 на 20,4%. На перевозку агропродукции - с 1 сентября на 8% и с 1 января на 6%.

В УСПП обращают внимание на несколько факторов, которые не учитываются чиновниками в данной ситуации.

Во-первых, документ не преодолевает дисбалансы в тарифообразовании для различных отраслей промышленности и производства, а также не решает полноту проблем самой Укрзализныци. В прошлом году УЗ показала миллиардные убытки, а также долги на 37 млрд гривен.

Повышение тарифов, как планируется, должно принести компании 12 млрд. грн. прибыли.

Что касается рентабельности перевозок, то четкого обоснования тарифов и цели их повышение (кроме прямой финансовой выгоды для железной дороги) нет. В частности, как изменится качество услуг, объемы перевозок и тому подобное.

Последние на фоне роста цен могут, наоборот, снизиться - ведь коррекция тарифов неизменно приводила к использованию производителями альтернативных видов транспортировки.

«Мы настаиваем на том, что начатая реформа УЗ должна быть завершена в части разделения монополиста на отдельных операторов инфраструктуры и перевозок. Это поможет избежать перекрестного субсидирования. По тарифообразованию - нужно экономическое обоснование их изменений, а также каким образом это отразится на улучшении качества услуг и конкурентоспособности базовых отраслей экономики - АПК, ГМК и т.д.», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

Напомним, аграрии уже жалуются на невозможность в пиковые сезоны вовремя доставить выращенную продукцию в порты из-за низкой скорости движения поездов и дефицита локомотивов.

Член УСПП - компания Ernst & Young совместно с Агентством США по международному развитию (USAID) провело исследование инвестиционной привлекательности УЗ.

 "Имеющаяся тяговая мощность УЗ не соответствует спросу. УЗ не хватает 300-500 локомотивов, а до 40% магистральных локомотивов УЗ требуют замены и не могут быть использованы из-за технических проблем", - констатируют авторы исследования.

Они также, как и УСПП, предлагают разработать механизм прозрачного тарифообразования. В частности, речь идет о доработке и принятии законопроекту "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта".

Накануне УСПП обращался в Офис президента и Кабмин относительно принятия 5-летней госпрограммы обновления подвижного состава Укрзализныци с максимальной локализацией производства. Вместе с Укрзализныцей, с которой подписан меморандум, деловой союз уже обсудил концепцию такой программы. По подсчетам, такая даст ежегодный рост ВВП на 2,3%, с учетом эффекта мультипликации - на 8%.

Определенный прогресс на фоне постоянных коммуникаций УСПП, УЗ, Крюковского вагоностроительного завода с чиновниками есть. Так, наконец КВСЗ начал производство 100 пассажирских вагонов для железной дороги, а министр инфраструктуры Украины провел совещание с заводом по тендеру Харьковского метрополитена.