
Деловое сообщество выразила большую обеспокоенность критическим состоянием авиастроительной отрасли Украины. По этому поводу Антикризисный совет общественных организаций, УСПП направили письмо Президенту государства В.О.Зеленскому.
«Без преувеличения, вопрос стоит так – быть или не быть в дальнейшем в Украине полноценному авиастроению. В то же время Украина остается в числе немногих государств мира, которые содержат необходимые технологические компетенции полного цикла создания серийной авиационной техники. На ГП «Антонов» могут производить ряд современных транспортных и региональных пассажирских самолетов. Двигатели для этого производятся на ГП «Прогресс» и ОАО «Мотор-Сич». Ведутся работы по созданию вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Отечественные институты и организации могут разрабатывать комплексные проекты авиастроительных предприятий, и в этом есть заинтересованность ряда зарубежных партнеров. Удалось сохранить в значительной степени кадровый потенциал», – говорится в письме на имя главы государства.
Основной причиной остановки серийного производства самолетов тут считают отсутствие в Украине комплексной промышленной политики, в том числе программного и стратегического видения авиастроения в целом. Современное авиастроение является уникальным достижением высокотехнологичного промышленного развития с присущими ему большими ресурсный потоками, длинным циклом производства. Поэтому и главной предпосылкой успешного развития должен стать сбалансированный государственный протекционизм в этой сфере, который будет включать в себя базовую системную долгосрочную программу авиастроения, меры, которые формируют государственные преференции, определяют рыночные мотивации, обеспечивают поступление инвестиций, доступ производителей к кредитным ресурсам по специальным программам, сохранение и обновление высококвалифицированных кадров.
«Очень важно добиться выполнения соответствующими уполномоченными государственными органами распоряжения Президента Украины относительно разработки и утверждения правительством Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности. Именно этот шаг может стать отправным для дальнейших позитивных изменений. Программа приобретает особую актуальность в связи с инициативой создания национальной авиакомпании в стране, может оздоровить конкурентную ситуацию на рынке авиасообщений, улучшить качество, обеспечить разнообразие авиатранспортных услуг, снизить цену для пассажиров и перевозчиков грузов. Безусловно, новая компания требует и новый парк самолетов. Естественно, часть из них могли бы стать среднемагистральными самолетами отечественного производства», – подчеркнул президент УСПП, председатель Антикризисного совета общественных организаций Анатолий Кинах.
Он отметил недопустимость деградации государственного управления, из-за чего становится возможной перспектива потери возможностей для восстановления производств: «Игнорирование необходимости принятия своевременных системных решений на государственном уровне, низкий уровень исполнительской дисциплины и координации усилий различных ветвей власти по созданию современной структуры управления и обеспечения необходимыми механизмами и ресурсами конкурентоспособного развития приближает необратимость негативных процессов».
Деловая общественность обращает внимание на то, что нерешенные в течение последнего десятилетия проблемы отечественного самолетостроения отрицательным образом сказываются на состоянии модернизации оборонного потенциала в условиях существующих вызовов национальной безопасности страны. Кроме того, разрушительного влияния на производственные процессы в авиастроительной отрасли добавляют последствия вирусной инфекции COVID-19 и связанные с этим жесткие карантинные мероприятия.
Промышленники и предприниматели выразили готовность поддерживать коммуникации с отечественными производителями авиатехники, всячески содействовать правительству и экспертам в деле подготовки Государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности в максимально короткий срок.