Падение промышленности в Украине может остановить только внедрение современной индустриальной политики

Facebook Поделиться
Падение промышленности в Украине может остановить только внедрение современной индустриальной политики

Оптимистичные прогнозы по росту ВВП пока не оправдываются: текущие темпы по итогам 2019г. - 3,3% - низкие. Зато в украинской промышленности продолжается рецессия. Особенно удручающее впечатление вызывает статистика по декабрь 2019 - падение промышленного производства составило 8,3%, а машиностроения сократилось на 14,5%.
Промышленное производство в настоящее время не является источником роста отечественной экономики - несмотря на его потенциал и растущее внимание мира именно к собственной индустрии, внедрение развитыми государствами механизмов протекционизма национальных производителей.
Представители промышленных секторов обеспокоены тем, что в фокусе внимания правительства нет инновационно-ориентированной промышленной политики. Отсутствует и вертикаль государственного управления сферой - нет профильного органа власти, ни должностных лиц соответствующего статуса, ответственных за развитие индустрии.
Об этом шла речь на совместном расширенном заседании Антикризисного совета общественных организаций Украины и правления УСПП «Воспроизведение промышленности - предпосылка экономического роста», участие в котором приняли десятки представителей реального сектора экономики, а также Офиса президента, правительства, руководители профильных парламентских комитетов.
«Сейчас считаем главным приоритетом на 2020 год формирования современной промышленной политики и создание соответствующей вертикали государственного управления», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.
На заседании представлен документ «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет», отражающий итоги экспертных обсуждений, проведенных УСПП совместно с партнерами из ассоциаций промышленников, предпринимателей, работодателей и научных учреждений.
Речь идет о том, что развитие ключевых отраслей промышленности Украины (авиакосмическая, автопроизводство, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, судостроение), которые находятся в кризисе - нужно стимулировать через ряд государственных программ: импортозамещения, кредитование производителей и тому подобное.
Проект Стратегии развития промышленного комплекса уже три года «блуждает» по коридорам власти, несмотря на то, что современные реалии требуют ее скорейшего принятия. За неимением производства технологической, с высокой добавленной стоимостью продукции, Украина торгует преимущественно сырьем и это, в том числе, очень негативно сказывается на внешнеторговом балансе: растет отрицательное сальдо. Усиленные и тенденции трудовой миграции.
«Необходимо принятие Стратегии и плана действий ее выполнения или другого документа, что сформулирует позицию правительства по промышленной политике, в т.ч. по внедрению инноваций и принципов Индустрии 4.0, для осовременивания промышленного производства. Важно восстановить деятельность Национального комитета по промышленному развитию во главе с Премьер-министром Украины. Также должна быть сформирована вертикаль государственного управления промышленной сферой - будет ли это отдельное министерство, или агентство - название не важно: критически необходимый старт работы по остановке процессов деиндустриализации и формированию современной промышленной политики », - заявил глава УСПП.
Параллельно с процессами деиндустриализации, проблемы для отечественной экономики создает недостаточная скоординированность действий правительства и Национального банка, отметили участники заседания.
За 11 месяцев 2019 банковский сектор показал рекордную прибыль в сумме 59 млрд. грн., что в 3 раза больше, чем за 11 месяцев 2018 года. При этом кредитование реального сектора за этот же период уменьшилось.
Правительство выпускает облигации внутреннего государственного займа по еще высокими процентными ставками, поэтому банки не кредитуют экономику. Спрос на гособлигации завел на рынок иностранный спекулятивный капитал, который в своем большинстве и вызвал искусственную ревальвацию гривни, не подкрепленную ни ростом ВВП, ни выравниванием экспортно-импортных показателей и др. Следовательно, потери украинской экономики от искусственной ревальвации оцениваются в $ 5 млрд., а резкое укрепление гривны носит временный и неустойчивый характер.
Деловое сообщество предлагает, кроме Стратегии развития промышленности, также внедрить государственную целевую программу научно-технического развития Украины, разработать и принять законопроекты «О развитии промышленности»; «Об инновационной деятельности» (новая редакция); внести изменения в ЗУ «О национальном банке Украины», в частности положение, что обязывало бы НБУ, кроме инфляции, таргетировать также и рынок рабочей силы.
Что касается малого и среднего бизнеса, то в УСПП и АРГО настаивают, чтобы при подготовке нового законодательства в парламенте отменили нормы Налогового кодекса, которые усиливают давление на бизнес и расширяют полномочия контролирующих органов.
Все эти предложения, как и, собственно, «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет» - будут направлены правительству и парламенту. Кроме того, предложено организовывать периодические встречи непосредственно Президента Украины с представителями отечественной промышленности и бизнеса.

По поводу необходимости внедрения промышленной политики принято обращение к президенту, парламенту и правительству. Отдельное обращение принято к Президенту страны В.Зеленскому о необходимости постоянных коммуникаций главы государства и делового сообщества ради экономического роста.
На заседании будо принято решение поддержать инициативу Комитета по экономическому развитию ВРУ и провести совместное заседание на базе ГП «Антонов» для обсуждения проблем и отработки неотложных мер по возрождению отечественного авиапрома.