Предприниматели обратились в профильный комитет ВРУ, Минфина и ГНС относительно налоговых новаций в период военного положения

Facebook Поделиться
Предприниматели обратились в профильный комитет ВРУ, Минфина и ГНС относительно налоговых новаций в период военного положения

Налоговые новации, предложенные депутатскими законопроектами №7311, 7311-д, стали предметом обсуждения в УСПП. К соответствующему круглому столу присоединились более 150 представителей бизнеса и экспертов, а соорганизатором выступили Общественный совет при Министерстве финансов Украины и Общественный совет при ГНС Украины. По результатам обсуждений деловое сообщество обратилось к председателю профильного комитета ВРУ Д.Гетьманцеву, министру финансов С.Марченко и и.о. председателя ГНС Украины Т.Кириенко с целым рядом предложений по немедленному урегулированию некоторых проблемных вопросов налогообложения. 

По данным УСПП, пока до сих пор не работает до 35-40% компаний, примерно такой же процент и среди граждан, потерявших полностью или частично источники дохода. По итогам 2022 года Всемирный банк ожидает падения украинской экономики на 45,1%. С начала войны за пределы территории Украины выехали более 5,5 млн человек, что также значительно подрывает национальную экономику.

За период военного положения было принято 5 основных пакетов изменений в налоговое и другое законодательство. Новации были положительно восприняты бизнесом.

Однако верно и то, что принятые изменения имели многочисленные концептуальные недостатки, что привело к разбалансированию фискальной системы и таможенной политики, к необоснованному предоставлению налоговых и таможенных преференций вместо реальной помощи субъектам хозяйствования.

Так, была введена упрощенная система налогообложения с особенностями, что предусматривало уплату единого налога по ставке 2%. Она поддержала малый и микробизнес, но при этом для некоторых отраслей оказала негативное влияние. Об этом свидетельствуют официальные данные, опубликованные ГНС Украины и Opendatabot. По состоянию на конец апреля на нее перешло 39 тыс. юридических лиц и 161 тыс. СПД. Последующая резкая отмена законопроектом 7311-д определенных преференций для плательщиков, перешедших на уплату единого налога по ставке 2%, лишает их возможности планирования своей деятельности. Участники круглого стола настаивают на обеспечении реальной поддержки бизнеса, особенно оставшегося работать на общей системе налогообложения. Во-первых, бизнес настаивает на необходимости широких обсуждений с экспертами и обществом законодательных новаций. Принятие законопроектов в ускоренном режиме приводит к разбалансированию налогового и таможенного законодательства. В то же время непросчитанные преференции также являются отрицательным фактором.

Во-вторых, почти все участники круглого стола настаивают на уменьшении погрузки на фонд оплаты труда, что позволит сохранить рабочие места и квалифицированный персонал.

В-третьих, необходимо ввести освобождение от НДС или механизм отсрочки таможенных платежей для товаров критического импорта, постепенно сохраняя и развивая политику импортозамещения и поддержки национального товаропроизводителя.

В-четвертых, актуальным является вопрос поддержки экспортеров путем возобновления процедур возврата бюджетного возмещения. При этом в первую очередь необходимо вернуть НДС по заявлениям плательщиков, поданных до февраля 2022 г. Многие налогоплательщики положительно восприняли идею бюджетного возмещения НДС облигациями внутреннего государственного займа.

В-пятых, участники круглого стола подчеркнули существование проблематики предприятий, участниками/учредителями которых являются резиденты российской федерации и республики беларусь. Указанные предприятия требуют возобновления их работы с целью сохранения рабочих мест с параллельным ограничением каких-либо выплат в пользу таких резидентов с последующим принятием решения о выводе из состава участников/учредителей лиц – резидентов государства – агрессора и резидентов республики беларусь. Соответственно, требует урегулирования вопроса отношений с такими предприятиями их контрагентов – резидентов Украины.

Законопроект № 7360 по особенностям налогового администрирования налогов во время действия военного положения был принят ВРУ почти в пожарном порядке (Закон Украины от 12.05.2022 г. № 2244-IX). Он так и не прошел должную экспертизу экспертной и бизнес среды. Указанный закон имеет ряд существенных недостатков, которые предопределят значительные проблемы для бизнеса на этапе его реализации. Закон нуждается в доработке.

В настоящее время УСПП предлагает:

-Создать общую рабочую группу по решению проблемных вопросов в сфере налогового и таможенного законодательства с участием экспертов от УСПП, членов общественного совета при Министерстве финансов Украины, ГНС Украины, Министерства финансов Украины.

- Усовершенствовать положения Закона №2244-IX, дополнив его переходными положениями в части регистрации налоговых, акцизных накладных.                     - Обеспечить возврат бюджетного возмещения для экспортеров за периоды до февраля 2022 г. с постепенным восстановлением бюджетного возмещения по заявлениям налогоплательщиков, поданным за февраль-май 2022 г., в первую очередь именно для экспортеров – национальных товаропроизводителей.             - Решить проблемы миграции трудовых ресурсов и сохранение рабочих мест путем уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда.

- Ввести освобождение от налогообложения товаров критического импорта. Для этого необходимо пересмотреть существующий Список товаров критического импорта, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2022 г. № 153, именно для целей налогообложения.

- Временно, на период действия военного положения увеличить время для предоставления электронных сервисов и приема электронных документов (пп. 69.18 п. 69 разд. 10 разд. ХХ НКУ) с 7-00 до 23-00.

- Временно, на период действия военного положения приостановить действие постановления КМУ от 11.12.2019 г. № 1165 «Об утверждении порядков по приостановлению регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

- Ввести единый налоговый период для представления налоговой декларации по НДС за период февраль-май 2022 г.