Проект госбюджета-2022 направлен на текущее потребление, а не на развитие экономики - УСПП

Facebook Поделиться
Проект госбюджета-2022 направлен на текущее потребление, а не на развитие экономики - УСПП

Верховная Рада Украины 20 октября приняла за основу проект госбюджета на 2022.

При этом Программа деятельности правительства до сих пор не представлена, а основные цифры, представленные в проектах, свидетельствуют об отсутствии базы для экономических реформ.

Это подчеркнули в УСПП.

Так, доходная часть бюджета будет во многом зависеть от дополнительных поступлений от налога на добавленную стоимость. Из произведенных в Украине товаров ожидают получить НДС на уровне 166,3 млрд. грн, что больше, чем в предыдущие годы. Также Минфин ожидает увеличения поступлений от налога на доходы физлиц на 23,2 млрд грн, налога на прибыль предприятий - на 25,50 млрд грн.

При этом практически никаких форм поддержки, антикризисных программ для бизнеса, пострадавшего от пандемии коронавируса, скачка цен на энергоресурсы. То же самое касается и промышленности.

Последняя имеет энергоемкость, втрое больше, чем в странах Европы. Следовательно, при росте цен на газ до 60% заводов окажутся на грани рентабельности, а в химпроме, агропереработке, ГМК эти цифры будут еще выше.

Недостаточно профинансированными останутся стратегические отрасли промышленности. Оборонка, космическая отрасль и авиастроение получат на всех только 7,5 млрд. грн. При том, что масштабных частных инвестиций сюда так и не были привлечены. Следовательно, о реализации системных проектов, предусмотренных программами авиастроения, ракетно-космической сферы придется на время забыть.

В проекте бюджета-2022 не предусмотрены средства на проведение реформы Укрзализныци. Можно лишь предположить, что вредная схема перекрестного субсидирования - содержание рентабельности пассажирских перевозок за счет тарифов на грузовые - сохранится. Аграрии и металлурги жалуются на повышение тарифов УЗ, при том, что скорость и качество перевозок требует значительного улучшения.

Важная и реализация программы модернизации железнодорожной инфраструктуры, что позволит обновления грузового, вагонного парков, инфраструктуры с максимальным процентом локализации производства. Эти расходы также должны быть предусмотрены в бюджете, хотя бы для старта первого этапа.

В поддержку аграриев планируют потратить на 100 млн грн меньше, чем в 2021 году - всего 4,4 млрд грн. Это при том, что уже на 30% подорожали минеральные удобрения, тот же газ будет в дальнейшем заложен в себестоимость продукции переработки.

Беспокоит и то, что по отдельным статьям расходов идут непосредственные привязки к законопроекту 5600, против которого активно выступает бизнес-сообщество. Он усилит фискальное давление и значительно расширит полномочия налоговой.

Тем не менее, развитие учреждений здравоохранения, например, на которое планируется выделить 4 млрд. грн., будет зависеть от этого законопроекта.

Впервые планируется выделить средства на государственные инвестиционные проекты – 2,7 млрд грн, и развитие проектов в ИТ. Впрочем, нет конкретизации, на что пойдут эти ресурсы.

«И здесь мы снова возвращаемся к отсутствию Программы деятельности правительства - программы социально-экономического развития. У государства должен быть конкретный план действий по срокам исполнения, предусмотренными под это ресурсами. Иначе заложенные в бюджет цифры - это просто эфемерные подсчеты, оторванные от реальных потребностей социальной сферы, экономики и т.д.», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

Ко второму чтению планируют доработать часть социальных расходов - повышение минимальных зарплат и пенсий. При этом традиционно речь идет о несколько сотен гривен, что является консервацией бедности. Параллельных мероприятий для стимулирования самозанятости, создания рабочих мест также нет.

Поэтому в УСПП предлагают Верховной Раде предусмотреть увеличение кредитования реального сектора экономики, заложить средства, необходимые для программ авиа, транспортного машиностроения и тому подобное.